X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
04:56
19
10
2017

Шмини Ацерет, Симхат Тора и глава «Браха»

Шмини Ацерет, Симхат Тора и глава «Браха»

«Радуйся, Звулун, при выходе своем, и Иссахар – в шатрах своих (Дварим, 33:18).

«Звулун и Иссахар заключили договор: Звулун живет на берегу моря, выходит в море на торговых кораблях, получает прибыль и кормит Иссахара. А они [колено Иссахара] – сидят и учат Тору» (Раши).

Рав Яков Каменецкий говорил: «Нам придется сказать, что Звулун в Будущем мире не только получит награду за изучение Торы, но и будет знать ту Тору, которую сейчас учит Иссахар: таким образом, тот, кто обеспечивал изучение Торы, тоже станет талмид хахамом. А если это не так, то как же можно назвать это наградой в Будущем мире, ведь в то время, когда все мудрецы будут сидеть и беседовать о Торе, он – будет молчать!».

Все же необходимо понять, как человек сможет понимать Тору, которую сам не учил? Это можно объяснить словами мудрецов о том, что ребенка до рождения учат всей Торе, но после рождения он все забывает, чтобы вновь обрести ее своим собственным трудом. Так и  Звулун: хотя он и не трудился над постижением Торы, его усилия в торговле ради талмид хахама тоже считаются трудом ради Торы. И этими усилиями ради изучения Торы он вновь постигает то, что учил в утробе матери и сам становитсяталмид хахамом.

По книге «Ми-шульхан гавоа»

 

Эзер ке-негдо – «помощник напротив него»

Рав Бен Цион Меламед

Рав Йехезкель Ландо, автор известной книги респонсов «Нода бе-Йеуда» и комментариев на Талмуд «Циюн ле-нефеш Хая» в предисловии к респонсам написал: «Я попрощался с отцом, чтобы уехать в Броды, где я присоединился к группе молодых мудрецов Торы, боящихся Б-га и чистых душой. Там мы полностью отдалились от жизни в обществе, чтобы погрузиться в изучение Торы все шесть дней недели, вкладывая в это все силы которые у нас были. Вместе мы погрузились в «море Талмуда и его комментаторов».

А жена, которую послал мне Творец «ле-эзер ве-ло ке-негди» (в помощь, а не в противники), имеет величайшую заслугу, поскольку терпеливо ожидает меня от Субботы до Субботы, а я нахожусь все шесть дней недели в бейт мидраше».

То, что мужчина может посвятить себя изучению Торы, погружаясь в ее мудрость, не кажется мне чем то необычным. Но то, что женщина настолько превозносит Тору, что готова жертвовать своим домашним благополучием ради Торы – это невообразимая высота!

 

Шмини Ацерет – праздник или нет?

Рав Бен Цион Меламед

В «Шульхан арух» («Орах хаим», 668:1) установлено произносить: «…И дай нам день восьмой, праздник ацерет этот». Однако Рамо считает, что неправильно называть этот день в молитве «праздником» (хаг), так как мы нигде не находим, чтобы он назывался «праздником» и поэтому следует произносить просто «день восьмой ацерет этот». На практике ашкеназская традиция установилась в данном случае в соответствии с написанным в «Шульхан арух», а не у Рамо. (Так считали Виленский Гаон, Ливуш и Элияу Раба. Таз и Мааршаль также считали, что следует называть этот день «праздником», но произносить фразу в другом порядке.

Мы явно видим два подхода к пониманию сущности этого дня, которые по сути и являются предметом спора между ришоним: можно ли считать этот день отдельным праздником или же он – продолжение праздника Суккот.

В своих трудах Рамбам в нескольких местах пишет так: «…восемь дней праздника Суккот», из чего однозначно следует, что Шмини Ацерет является частью праздника Суккот.

Рамбан («Сукка», 58а) и Ритва («Сукка», 57б) дают этому дню неоднозначное определение. С одной стороны – это отдельный, самостоятельный праздник, с обязанностью принести жертвоприношения «хагига» и «реия». Но работает этот так: если в первый день Суккот еврей по какой-либо причине не был обязан принести эти жертвоприношения, а в середине праздника, например,  вылечился или достиг возрастабар мицвы, то в Шмини Ацерет он обязан принести эти жертвоприношения, (так как этот день сам обязывает). В этом отношении Шмини Ацерет – отдельный праздник. Но с другой стороны, если в первый день Суккот он уже принес эти два жертвоприношения, то на восьмой – уже не должен. Согласно мнению Рамбама на восьмой день нет отдельной обязанности приносить эти жертвоприношения вне зависимости от причин, а имеется только возможность восполнить то, что по технической причине он не сделал в первый. Но если в первый день он не был вообще обязан, то на восьмой – обязанность уже никак не появится.

«Шульхан арух» в этом вопросе следует мнению Рамбана и Ритвы, а Рамо – мнению Рамбама.

Нужно добавить, что главная причина того, чтобы называть день словом «хаг» является обязанность приносить в этот день жертвоприношения «хагига» «реия».

В трактате «Сукка» (58а) написано: «И будешь ты только радостным». Слово «только» добавляет нам обязанность радоваться  в ночь Шмини Ацерет. В своих комментариях Маариц Хайот задает вопрос: ведь обычно слово «только» исключает что-либо, а здесь оно – добавляет? И приводит ответ от имени Виленского Гаона: поскольку в первые дни этого праздника у нас были и сука, и лулав (4 вида растений), и обязанность радоваться, то здесь Тора специально написала «только» – чтобы исключить все заповеди предыдущих дней этого праздника и оставить только обязанность радоваться. Таким образом здесь имеется двойной смыл – и добавление радости и исключение предыдущих заповедей.

Однако это объяснение относится только к мнению Рамбама, поскольку Шмини Ацерет является продолжением праздника Суккот, то следует исключить обязанность исполнения заповедей сукки и лулава в этот день и оставить только радость. Но следуя мнению Рамбана и Ритвы это непонятно, ведь Шмини Ацерет – и так отдельный день, и нет необходимости исключать заповеди сукки и лулава. На этот вопрос у меня нет ответа.

 

Загадка к празднику:

Рав Бен Цион Меламед

Где в еврейской традиции мы встречаемся с использованием колокольчиков?

 

Ответ на загадку к празднику Суккот:

Лулав, у которого переломился стебель и отломанная часть висит на волосках, Маген Авраам (645:2) сравнивает с коровой, у которой переломился хребет, – если спинной мозг коровы не раздавлен, то она не является трефа.

Однако Элияу Раба считает, что это не похоже на корову, у которой есть и хребет и спинной мозг, ведь у лулава есть только стебель, и поэтому такой лулав – являетсяпасуль (непригодным).

Но автор «Бигдей Йеша» написал, что Маген Авраам имеет в виду, что поскольку стебель частично все еще не переломлен, можно сравнить его с хребтом коровы, где все еще цел спинной мозг, и поэтому Маген Авраам утверждает что такой лулав – кашерен.

 

Материал любезно предоставлен сайтом - http://ru.dinonline.org

Вернуться на предыдущую страницу
 
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее