X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Мацей
шабат
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
11:04
18
11
2017

Вопросы раввину

Спрашивает: Владимир
У меня такой вопрос, когда приносилась жертва возлиянием Вина на жертвенник это било алкогольное вино или не cброженный виноградный сок?Заранее спасибо с уважением Владимир.
Здравствуйте, Владимир!
1) Сказано в стихе (Бамидбар 28:7): "возливай возлияние пьянящим Б-гу". Из этого исключает гемора (Баба батра 97), что вино из давильни - то есть сок, пока не прошло 40 дней, не должен приносится для возлияния, поскольку еще не забродил. Однако утврерждает гемора, что если все-таки принес его для возлияния - годится постфактум.
(Так же установлено Рамбамом в качестве закона, в законах запретного для жертвенника 5\9)
Раши поясняет утверждение геморы двумя способами:
а) в отличие от других заповедей Торы, в которых сказана какой-либо закон, то этот закон является обязательным настолько, что если он неисполняется - не исполняется этот закон и заповедь вообще. В законах жертвоприношений это не так: если закон не повторен дважды, а сказан только один раз - это сказано как лучший способ исполнить заповедь, но не как закон,из-за невыполнения которого, заповедь не выполняется вообще. Поэтому пьянящее вино только заповедь для изначального, более правильного исполнения, но все же годится постфактум.
б)Сказано в стихе "возлей возлияние пьяняшее", на первый взгяд слово "возлеяние" - лишнее, но поскольку в Торе не бывает лишнего, так как это Откровение Совершенного Творца, поэтому это слово должно нести в себе новую информацию, новый закон. Поясняет Раши, что это сказно для того, чтобы осуществить и засчитать за исполнение заповеди возлияние в любом случае, даже когда "возлияние пьяняшее" не было совершено.
В обоих случаях Раши воспользовался способами выведения закона обычно используемыми в геморе.
2) Для нас это имеет значение в том смысле, что те виды возливаний, которые только постфактум годились для жертвоприношения, годятся для исполнения заповеди кидуш - освящения субботнего дня на бокал вина, даже изначально, как это утверждает гемора там же: недавно вижатую виноградную гроздь, точнее ее сок - используют для кидуша.
И так установлено в Шулхан арух (п.272,п.2), однако комментаторы Шулхан аруха все же считают, что более красиво заповедь выполняется если для кидуша используется вино, т.е. после 40 дней после отжатия, и начавшее бродить.
Спрашивает: Дима
Почему в иудазме национальность передается через мать, а распределение по коленам(коэны,левиты и т.д.) через отца?
Добрый день, Дмитрий!
Спасибо за Ваш вопрос. 1) Сказано в стихе (Бамидбар 1): “по семействам их - по дому отцов их”. Отсюда следует, что тот у кого мать из одного колена, а отец из другого, принадлежит к колену отца. Так как семья определяется по отцу, а не по матери. И имеется в виду, что родословная ведется по отцу. Так поясняется этот стих в геморе (Баба батра 109).
Поэтому в мишне (трактат Кидушин 66) установлен закон: там, где возможно посвящение браком, и нет преступления при его заключении, ребенок идет вслед за отцом. Поэтому если отец коэн, леви или Исраэль - родословная семьи устанавливается соответственно отцам.
2) Сказано в стихе (Дварим 7:3-4): “не женись на них, дочь свою не отдавай за сына его, и дочь его не бери сыну своему. Потому что он отвратит сына твоего, от Меня и будут служить божествам других, и воспылает гнев Б-га на вас, и уничтожит тебя быстро”.
В геморе (Кидушин 68) выводится на основании этого стиха: сын твой (то есть внук, так как внуки те же дети) от твоей дочери твоей (еврейки) - твой сын, т.е. еврей, но сын от дочери его (не еврейки) не является твоим сыном, а ее сыном, т.е. он не еврей.
Смысл этого утверждения по комментарию Раши таков (однако, в комментариях Тосфота, поясняется этот вывод по другому): поскольку не сказано “он отвратит дочь твою”, о которой говорилось прежде, о той что вышла замуж за не еврея, следовательно в следующем стихе говорится о сыне, родившемся от брака нееврея и дочки твоей, т.е. о внуке. И причина не угодности этого брака в том, что “он” - ее муж, “отвратит твоего сына от Б-га”. Тем не менее, следует от сюда, что он твой сын, только проблема в том, что он может быть отвращен от Б-га иноверцем.
Родившийся же от брака твоего сына и не еврейки, не называется твоим сыном вообще. Поскольку не сказано в стихе, что “она отвратит его от Б-га”, следовательно он уже потерян, и более невозможно о нем беспокоиться, поскольку уже все произошло.
На основании этого стиха в мишне (трактат Кидушин 66) установлен закон: те, к кому не применимо понятие посвящения браком вообще - ребенок в данном случае идет по матери, например не еврейка родившая от еврея. Таким образом принадлежность к народу устанавливается по матери.
Итак, существует два разных закона, следующих из разных стихов Торы: родословная и принадлежность к народу.
3) Возможно они в какой-то мере взаимосвязаны. Поскольку закон о родословной, которая передается по отцу, сказан в стихе о евреях, что родословная устанавливается по семье отца, а не матери. Но поскольку этот стих не относится к родословной не еврея, его семье, следовательно само собой его сын - еврей как мама, так как если нет семьи отца, то осталась хотя бы народность матери ( см. то, что написал гаон рав Хаим Соловейчик на Рамбама, законы запрещенных связей 15:9). И наоборот, то что народность передается по матери возможно обусловлено тем, что трансформирующийся плод был органом тела в ее утробе, она его развила и родила, за счет чего, женские особи, производят свой вид. Однако, родословная, социальный статус и предназначение служения, определяется семейством отца, который в данном случае не имеет значения, поскольку не может быть применены эти термины к представителю другого народа.
Спрашивает: Даниэль
Может ли еврей продавать некошерные продукты и выращивать некошерных животных?
Здравствуйте, Даниэль!
Это очень обширный вопрос, и здесь приводится только короткое ознакомление с ним.
Мнение Тосфота и Роша, что торговать запрещенными видами пищи - запрет Торы, как это учится в трактате Псахим 23,(мнения комментаторов разделились, является ли это необъяснимым запретом Торы, или закон вызван опасением что человек торгуя, может это съесть) однако, по мнению Рашба - это запрет мудрецов, из-за опасения, что он съест это или же из опасения, что его будут подозревать в том, что он это ест (Шах)
Существуют исключения в этом запрете:
1) Если нечистые животные предназначены для еды, но он продает их выращивает их для других целей: для кож, натирания жиром кож, или просто не для продажи по мнению Тосфота разрешено, по мнению Рашба, не имеет значения для чего продает- всегда есть опасение, что может съесть их. Шах, комментируя Шулхан арух, делает компромисс: если всегда предназначены для еды, не поможет продажа не для еды, но в случае когда не всегда используется для еды, и эта сделка также производится не для еды, Шах разрешает, а Арух ашулхан запрещает.
2) Животные предназначенные для работы, как лошади и верблюды - разрешены.
Свиней запрещено выращивать по запрету мудрецов.
Собаки, крысы, белки, кошки, и ежи - запрещены в продажу, (несмотря на то, что не предназначены для еды), Арух ашулхан обосновывает причину этого, что они вредные животные.
3) Кровь - разрешено продавать ее.
Жир внутренних органов - разрешен, как сказано в Торе: будет сделана им любая работа. (относится ли это к жиру только чистых животных или же даже к нечистым спорят законоучителя).
4).Если случайно появилась у него - разрешено, как сказано в Торе: не ешьте всякое умершее животное пришельцу отдайте его... или иноверцу продайте его.
Если случилось, что завладел запрещенной едой - разрешено платить ею налог, так как не торгует ею. Если профессиональному охотнику случилось поймать нечистое животное - разрешено продавать, наподобие умершего (или неправильно забитого животного, которое появилось у еврея случайно), но запрещено покупать по случаю.
5) Если предоставилась возможность купить кошерный товар, а продавец настаивает на его приобретении с некошерным довеском - Арух ашулхан разрешает эту сделку,считая что в этом случае это как с ловлей живности где основной целью были кошерные животные, а попались некошерные, и разрешено перепродать потом некошерную пищу.
6) Получение подарка- приравнивается к возникшей случайно возможности, и разрешено. (раби Акива Эгер, Арух ашулхан).
7) Об аренде угодий, где находятся также фермы по выращиванию некошерных животных, существует спор законодателей. Есть разрешающие, поскольку основная цель - угодия, как в случае с ловлей (Таз); есть запрешающие (Бах, Шах, Рама).
8)Взять в качестве погашения долга, некошерную пищу - Рамо разрешает, так как это не торговля, которая запрещена, а спасение своего имущества.
9) Покупка некошерной пищи для наемных работников. Рамо - запрещает, большинство законоучителей - разрешают, так как это не прибыль, а потеря. Купить же, чтобы подарить - запрещено, подарок приравнивается к сделке (Шах).
10) Содержать в магазине, некошерную пищу (например черную икру), среди других товаров. Арух ашулхан - находит оправдание тем, кто это делает. Так как это случилось ради оплаты налога, и если не продаст и этот товар - потеряет от торговли кошерным. По мнению большинства законоучителей это запрещено, так как это не случайно получилось, а происходит постоянно (так следует из рава Овадии Йосеф, респонса “Йебиа Омер” ч.4, п.6).
11) Посредничество при покупке некошерного товара, существует спор законоучителей об этом - Арух ашулхан разрешает, так как в этом случае товар не принадлежит еврею: он не продавец и не покупатель, и кроме того, у него нет прибыли от этого товара, а зарплата. И наоборот, есть законоучителя разрешающие давать деньги для того, чтобы партнер нееврей, торговал, а хозяин денег получал бы только проценты, поскольку партнер действует по собственному усмотрению, а еврей вообще не участвует в сделке (приведено в респонсе “Йебиа Омер” ч.8, п.13).
Однако, по мнению Хатам Сойфера и рава Моше Фаинштейна (ч.1,п.51) существует сомнение, в чем именно заключается запрет торговли - совершать действие купли-продажи или же получать прибыль. В первом случае, еврею запрещено покупать для нееврея, а нееврею разрешено покупать для еврея. Во втором же, наоборот, нееврею запрещено покупать для еврея, а еврею для нееврея - можно. И поскольку существует сомнение, по их мнению следует устрожить в обоих случаях.
12)Перевозить некошерную пищу, или быть рабочим, на связанном с этим производством - рав Моше Фаинштейн разрешает, и так считает Рав Овадия Йосеф (хотя есть и те немногие, кто спорит с этим респонс Коль Элияу), можно это делать как за плату, так и за благодарность, поскольку нет опасения, что съест, поскольку это не его, и кроме того, это ему не принадлежит и не нарушает запрет торговли некошерной пищей.
Однако в случае, если просят перевезти вино ,предназначенное для культового служения, или плоды дерева первых трех лет, то есть то, от чего запрещено получать выгоду, а не только есть, тогда запрещено это перевозить даже бесплатно, так как в любом случае ему будут благодарны, а благодарность подпадает под запрет иметь выгоду.
13)Работать поваром в месте, где готовится некошерная пеща, рав Овадия Йосеф, разрешает временно, как случайно предоставившуюся возможность, при условии, что нет другой работы.(“Йебиа Омер” ч.4,п.6). Однако не все согласны с этим, так как эта возможность предоставилась выбором в безвыходной ситуации, а не как случайно попавшей живностью, да и это, только при выполнении определенных требований, поскольку возможно есть проблема с варкой мяса с молоком, и получения прибыли от запрещенной в получении выгоды пищи - мяса сваренного с молоком.
14) Владеть гостиницей, имея проценты от прибыли и не владея товаром в его ресторане, и не имея права вмешиваться в управление делами - рав Овадия Йосеф разрешает (“Йебиа Омер” ч.8,п.13).
15) Пища запрещенная мудрецами, а не Торой - разрешена для торговли.(Шулхан арух).
Спрашивает: Галина
Здравствуйте.
Есть ли проблема хранить кошерную еду вместе с некошерной в одном холодильнике?
Добрый день, Галина!
Сточки зрения еврейского закона нет проблемы хранить кошерную еду с не кошерной. Только необходимо проследить чтобы случайно не перелилось или не попало не кошерное в кошерное. И также чтобы не было горячего контакта( но это редко случается в холодильнике).
Спрашивает: Борис
Скажите пожалуйста можно ли в шабат трогать руками снег? Что делать если это необходимо (например для расчистки дороги)?
Здравствуйте Борис!
Есть спор является ли снег мукцеей(вещью запрещенной к передвижению) большинство знатоков закона считают что да, поэтому запрещено передвигать снег. Но можно идти по снегу не смотря на то, что при этом мы его разбрасываем. Также если есть опасение подскользнуться можно раздвигать снег.
 
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее