X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Мацей
шабат
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
11:03
18
11
2017

Вопросы раввину

Спрашивает: Орит
Здравствуйте. В качестве подготовки к Песаху я еще раз перечитала главу Бо, где описывается подготовка к исходу и совсем запуталась. Там написано, что еще до своего выхода евреи получили строгий приказ о запрете квасного на всю неделю Песаха. Потом написано, что после казни первенцев египтяне стали давить на народ и они вышли неся на плечах квашни, в которых тесто не успело заквасится. Вот это фразу я совсем не поняла: 1. Кто этот "народ"? (Если это евреи, то почему не названы "бней Исраэль", как упоминается в соседней фразе?) 2. Если это евреи, то зачем они ставили тесто квасится, когда уже был приказ запрета на квасное? (Может это были евреи, которые не собирались слушать Творца, выполнять его повеления и выходить из Египта, но тогда почему они не погибли во время тьмы? А если это были законопослушные евреи, которые не хотели, чтоб тесто заквасилось, а только замесили его, чтоб сразу же испечь, но не успели (хотя вроде текст намекает, что тесто хотели заквасить намерено, просто не успели), то зачем взяли его с собой? Ясно ведь, что без чуда во время долгого перехода оно обязательно заквасится и будет нарушен строгий запрет?(Ни один современный религиозный еврей такого бы не сделал)) 3 Дальше в тексте говорится, что тесто заквасится не успело и из него испекли мацу. При этом в тексте Торы не упоминается, что произошло чудо. Поэтому не понятно, как три миллиона евреев могли успеть за восемнадцать минут замесить тесто, собраться, дойти пешком с детьми и стадами до Суккота, найти место стоянки, насобирать дрова, разжеть костер и испечь мацу? Может там прошло побольше, чем восемнадцать минут? Откуда вообще взялась эта цифра? Кроме того, часов в те времена не было и что такое восемнадцать минут они не могли знать при всем желании. Как они определяли заквасилось ли тесто или они пригодно для мацы? 4 А еще совсем непонятно, почему агада и многие комментаторы утверждают, что мы кушаем мацу в честь того теста, которое вынесли евреи из Египта и которое не успело заквасится. Почему именно в честь того, что хотели евреи нарушить заповедь и заквасить тесто, но с помощью чуда нарушения не произошло? Почему агада и комментаторы не говорят, что мы делаем это по другой причине ,хотя бы потому, что так повелел нам Творец еще до исхода? Извеняюсь за длинный путаный вопрос. Зарание спасибо.
Здравствуйте, Орит!
Я прошу меня извинить за длинный ответ, но у вас не один вопрос, а очень много. Кроме того, хочу сказать, что многие могут Вам позавидовать, что в качестве подготовки к Песаху у Вас есть время что-то читать, так как в составе остальных членов семьи, в качестве подготовки к Песаху, занимаются уборкой дома от хамца. Но несомненно верно, что необходимо выделять время для учёбы и в этот трудный период.

2)Там написано, что еще до своего выхода евреи получили строгий приказ о запрете квасного на всю неделю Песаха.

В стихах (12:14-20) действительно сказано: 14. “и будет этот день вам памятью празднуйте его праздником Б-гу во всех поколениях ваших, правилом вечным празднуйте его. 15.Семь дней мацу ешьте, но в день предшествующий уберите квасное из ваших домов, ибо каждый едящий квасное и отсечётся душа его из Израиля, с дня первого до дня седьмого..17.И храните эту мацу, ибо в день этот вывел ваши воинства из земли египетской, и храните день этот во всех поколениях ваших правилом вечным. 18.В первый месяц - четырнадцатого числа вечером мацу ешьте, до дня двадцать первого до вечера. 19.Семь дней квасное не будет находиться в домах ваших, ибо каждый едящий заквашенное, и отсечется душа та от общины Израиля…”
И действительно это повеление сказал Всевышний Моше еще до исхода, но тогда как же это может являться памятью того, что еще не произошло? О этом событии сказано позже,( в стихах 31-39):
31. “и позвал (Паро) Моше и Аарона ночью и сказал встаньте выйдите из моего народа, также вы, также и сыны Израиля, идите и служите Б-гу, как вы говорили...33. и понуждали сильно египтяне народ этот, чтобы побыстрее отослать их из земли этой, ибо говорили умираем мы. 34. и понёс народ этот тесто своё, прежде чем заквасилось на плечах их, из оставшегося у них (или “в квашнях их”) , связанные в платья их, на плечах их...37.и двинулись сыны Израиля из Рамсеса в Суккот, около шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. 38. и также толпы народов примешались и поднялись с ними...39. и испекли то тесто, которое вынесли из Египта, лепёшками пресными, ибо не квасное, ибо изгнаны были из Египта, и не могли задержаться, и так же припасов не сделали себе”
.
Простой смысл главы рассказывающей о повелении о маце и квасном, о котором здесь сказано как о следствии еще не произошедшего события, что тесто не успело закваситься и Всевышний уже освободил, а здесь же дается повеление относительно будущего, когда это событие станет памятью о том, что Творец вывел нас в этот день из Египта .Таким образом, здесь в качестве пророчества сказано, что так произойдёт, но пока этого не произошло, эта заповедь не вступила в силу. Если же исходить из буквального понимания стихов (которое как правило является толковательным и более глубоким), это повеление даётся им уже и теперь, прежде выхода из Египта, для соблюдения при выходе, то необходимо прибегнуть к пояснению Ор-аХаим, что дело в том, что точно также как еще не “пасах” - “перепрыгнул, обошел” дома народа Израиль при казни первенцев, а уже заповедовал о Пасхальном жертвоприношении (о котором говорится в этой же главе), точно также заповедовал о маце, чтобы в заслугу этих заповедей произошло то, что произошло в конце концов. Таким образом получается, что заповедь с одной стороны послужила причиной освобождения, а с другой стороны, исполняется нами из-за этого освобождения. И действительно так пишет Бей-алеви, что для того, чтобы заповедь получила реализацию в материальном мире, произошло освобождение, но сама заповедь существует абсолютно не зависимо от исторических событий. Поэтому мы говорим в Пасхальной агаде, мацу эту, которую “мы” едим из-за того, что тесто не успело заквасится, а Всевышний нас освободил, но сама заповедь существует не зависимо от причин понятным нам. И я уже писал об этом в комментарии на главу Бо.

3) 1. Кто этот \"народ\"? (Если это евреи, то почему не названы \"бней Исраэль\", как упоминается в соседней фразе?)

Выносили не заквашенное тесто и пекли его, конечно евреи, и именно они называются здесь народом как это следует из контекста, что именно о них идёт речь. Но для того, чтобы назвать их здесь “сынами Израиля”, требуется особая причина. Как например, в стихе 31 при обращении Паро к Моше и Аарону “выйдите также и вы, также и сыны Израиля”, поясняет Раши, что под словами “сыны Израиля” имеются в виду дети, о которых просил Моше, а Паро не соглашался. Под словами “также вы” подразумеваются взрослые мужчины, (а не только Моше и Аарон как могло бы показаться). Например, и в стихе 37 упоминаются “сыны Израиля”, поскольку в соседнем стихе - 38, говорится о столпотворении народов присоединившимся к ним. В стихе 35 используется фраза “сыны Израиля” при описании одалживания утвари у египтян из-за того, что одалживали в соответствии со своим достоинством и статусом, поэтому по мнению Ибн Эзра, только вожди колен при строительстве Мишкана могли принести драгоценные камни и благовония. В других же стихах, когда нет дополнительной смысловой нагрузки, здесь в тексте используется слово “этот народ”.

4) 2. Если это евреи, то зачем они ставили тесто квасится, когда уже был приказ запрета на квасное?
(если это были законопослушные евреи, которые не хотели, чтоб тесто заквасилось, а только замесили его, чтоб сразу же испечь, но не успели (хотя вроде текст намекает, что тесто хотели заквасить намерено, просто не успели).

Вы правы, обе стороны ваших рассуждений, обсуждаются мудрецами.
Существует спор в геморе (Псахим 96) о том, касалось ли это повеление семидневного запрета о квасном первого Песаха - Песаха исхода, или только последующих поколений, в первый же Песах запрет еды квасного касался только первой ночи и дня. Но заповедь принести пасхальную жертву и есть её с мацой и горькой зеленью касалась и их. Кроме того, по этому мнению, не было тогда и запрета владеть квасным в пасхальный период или запрета нахождения его во владении еврея.
Соответственно этому мнению поясняет Ран (в конце трактата Псахим), что только потому что “ибо не квасное, ибо были изгнаны и не могли задержаться”, не сделали квасное, но если бы могли задержаться, то заквасили бы его для последующего использования на следующий день. И только потому что у них не было времени - испекли его мацой, и в память об этом освобождении было заповедованно о еде мацы. Наподобие этого поясняют “Сифтей Хахомим” и “Даат зкеним” в комментарии на Тору. И это простой смысл стиха 39. “ и испекли то тесто, которое вынесли из Египта, лепёшками пресными, ибо не квасное, ибо изгнаны были из Египта, и не могли задержаться, и так же припасов не сделали себе”. То есть потому не квасное, что были изгнаны, и не могли задержаться.
Однако если исходить из мнения того, кто считал что уже тогда был запрет есть квасное весь период Песаха, то следует читать и понимать этот стих по другому. “И испекли то тесто, которое вынесли из Египта, лепёшками пресными, ибо не квасное” - то есть запрещено было им печь квасное все семь дней, фразу же “ибо были они изгнаны из Египта, и не могли задержаться, и также припасов не сделали себе”, не является объяснением причины почему пекли мацу, ведь квасное было запрещено уже и им, и следует понимать приведенными ниже способами.
а). “Даат зкеним” поясняет, что это не объяснение сказанному в начале стиха, то есть тому, что сделали мацу, так как были обязаны её сделать, а пояснение конца стиха, то есть тому, что не приготовили запасы в дорогу, поскольку были изгнаны, поэтому не могли задержаться там, чтобы приготовить припасы в дорогу.
б) Рамбан поясняет, что объяснение поспешности изгнания в стихе 39 даётся тому, почему не испекли его прежде, чтобы нести его готовой мацой, как и требовалось из-за запрета есть и владеть квасным уже в то время, а вынесли в виде теста. И это поясняет стих, что поскольку были изгнаны и не могли там задержаться, поэтому несли его в платьях на плечах, как сказано в стихе 34, и поэтому не могли испечь его в городе, на месте, а пришлось нести его так, а печь либо в Суккоте, либо по дороге к нему. Таким образом, они были вынуждены нести тесто не выпеченным.
в) Как было сказано выше, Ор-аХаим и Бейт-алеви считают, что так реализовалась заповедь мацы, сказанной им прежде, поэтому были поспешно изгнаны, и тесто не успело закваситься, поэтому были освобождены. Заповедь была дана пророческим образом прежде, чем реализовалось то, в память о чем она дана.
г) в более современной книге “Эмет леЙеуда”, принадлежащей хасидскому автору (рав Йегуда Арье Алтер) поясняет что действительно существует две независимые причины тому, что они пекли мацу: обстоятельства и заповедь Творца. Из этого он делает вывод, что даже то, что человек вынужден сделать по природе вещей и с точки зрения реальностей этого мира, так же считается заповедью, ведь даже если не были изгнаны с такой поспешностью, все равно им пришлось бы печь мацу, а не квасное, из -за заповеди, но тем не менее, им было засчитано за исполнение заповеди вне зависимости от обстоятельств.

5) (Может это были евреи, которые не собирались слушать Творца, выполнять его повеления и выходить из Египта, но тогда почему они не погибли во время тьмы?

Если бы они не собирались слушать Творца, то действительно бы не вышли и погибли, да и потом, как можно было ослушаться Творца, когда он так явно проявлял себя? И почему они послушались его о пасхальной жертве? Да и разве мог народ злодеев удостоиться выхода из Египта?

6) А если это были законопослушные евреи, которые не хотели, чтоб тесто заквасилось, а только замесили его, чтоб сразу же испечь, но не успели (хотя вроде текст намекает, что тесто хотели заквасить намерено, просто не успели), то зачем взяли его с собой? Ясно ведь, что без чуда во время долгого перехода оно обязательно заквасится и будет нарушен строгий запрет?(Ни один современный религиозный еврей такого бы не сделал)) 3 Дальше в тексте говорится, что тесто заквасится не успело и из него испекли мацу. При этом в тексте Торы не упоминается, что произошло чудо. Поэтому не понятно, как три миллиона евреев могли успеть за восемнадцать минут замесить тесто, собраться, дойти пешком с детьми и стадами до Суккота, найти место стоянки, насобирать дрова, разжечь костер и испечь мацу? Может там прошло побольше, чем восемнадцать минут?

Мудрецы в мидраше (Мехилта, приведенно в Раши и Рамбане, Даат зкеним) говорят, что действительно было чудо, что вышли из Рамсеса и пришли в Суккот,о чём говорится в стихе 37, то есть прошли расстояние в 120 миль за очень быстрое время, и это то, о чем говорилось в пророчестве “вынесу вас на крыльях орлов.”
а) Исходя из этого пишет Рамбан, что поторопились и выпекли тесто либо в дороге, прежде чем оно заквасилось, либо уже оказавшись в Суккоте, до которого очень быстро, чудесным образом, дошли. Однако, несомненно верно то, что понесли тесто не полагаясь на чудо, и испекли его мацой не чудесным образом, а либо намереваясь испечь его в дороге, либо так, как получилось постфактум, что достигнув Суккота чудесным образом, испекли его там. Наподобие этого пишет и Сфорно, что очень быстро добрались до Суккота, поэтому тесто не успело закваситься.
б) Следует также добавить и то, что говорит об этом вопросе Ор-аХаим (возможно это имеет в виду также и Рамбан), что несмотря на то, что от замеса до выпечки теста прошло какое-то время, тем не менее, возможно они занимались тестом, не давая ему закваситься, а по закону установленному в Шулхан арух (п.459, п.2) на основании сказанного в Талмуде (Брайта в трактате Псахим 48) занимаясь тестом, то есть раскатывая или меся его - это мешает тесту заквашиваться, поэтому будучи обрабатываемым даже на протяжении целого дня - оно не квасится. Время восемнадцати минут, за которое тесто заквашивается, сказано о тесте находящемся без движения с момента замеса и до выпечки. И поэтому сказано в стихе 34, что несли тесто на плечах, связанное в платья, чтобы таким образом его обрабатывать. Ор -аХаим доказывает это, задавая вопрос: разве они у них не было места (на животных), чтобы его нести?
(Следует отметить, что если само допущение Ор-аХаим верно само по себе и соответствует закону, то доказательство на основании вопроса не является достаточным обоснованием для ответа, данного Ор-аХаим, что несли его для того, чтобы обрабатывать, поскольку в мидраше (Мехилта, приведенно в Раши), сказано, что несли его на себе, из-за любви к заповедям)
Таким образом получается, что и без чудесного способа тесто не должно было бы закваситься. И поэтому сколько в действительности времени прошло до его выпечки, меньше восемнадцати минут из-за чудесного достижения Суккота, или просто намереваясь выпечь его в дороге, или больше восемнадцати минут, поскольку обрабатывали тесто и не давали ему закваситься, не имеет значения.
Однако, если исходить из объяснения Бейт-алеви, возможно объяснить, что поскольку заповедь была дана им прежде, чем произошли события, о которых она должна напоминать, для последующей реализации, и они не знали как это будет, до тех пор пока не произошло. И поэтому возможно всё и было чудесным образом. Как весь выход из Египта.

7) Может там прошло побольше, чем восемнадцать минут? Откуда вообще взялась эта цифра? Кроме того, часов в те времена не было и что такое восемнадцать минут они не могли знать при всем желании. Как они определяли заквасилось ли тесто или они пригодно для мацы?

а).Признаки заквашивания теста.
В мишне (трактат Псахим 3:5) сказано о двух признаках закваски “сеор” и “сидук”. И если в первом признаке речь идёт о начале процесса квашения и съевший его нарушает запрет, но освобожден от наказания, то на втором этапе “сидук”, когда тесто полностью заквасившееся , и покрытое трещинами не только запрещено, но и съевший его заслуживает карет (отсечения души). Это деление касается лишь наказания, но запрещено есть это, и даже пользоваться , уже на первом из этих этапов.
В мишне есть спор между раби Йегудой и мудрецами какими же признаками обладает первый и второй этапы. По мнению раби Йегуды первый признак это две трещинки расходящиеся в разные стороны, как рожки кузнечика, второй признак, когда перемешались трещины так, что наложились друг на друга. Однако большинство мудрецов спорят с ним и считают, что заслуживает строжайшего наказания уже за две трещины, поскольку это уже служит признаком полного заквашивания, несмотря на то, что не покрылось накладывающимися трещинами. Первый же этап квашения,по мнению мудрецов, намного раньше, ( то есть когда уже запрещено, но ещё нет наказания карет за съедание) - это когда побелела внешняя сторона теста ( или даже его часть) так, как бледнеет лицо человека от ужаса, от которого встают волосы дыбом. И закон соответствует мнению мудрецов, как это установлено в Шулхан арухе (п.459,п.2). Это признаки заквасившегося теста
.Однако необходимо отметить, что если человек не знает заквашенное ли тесто или нет, и не знает что происходило с ним, то не достаточно по внешним признакам определить не заквашенность теста, поскольку такая маца хотя и подойдет для остальных дней Песаха, поскольку это не квасное, но не подойдет для заповеди мацы в первую ночь Песаха, когда не достаточно знать что это не квасное, а необходимо охранять во имя мацы, как сказано (глава Бо 12:17): “и храните мацу”. Хранить необходимо чтобы она не заквасилась, но зачем отдельно оговаривать это, ведь не сохранив мацу от заквашивания она перестаёт быть мацой, а является квасным? И одно из практических следствий этого дополнительного закона - хранить мацу - это не полагаться на признаки заквашивания в маце, используемой для заповеди, а знать, что она не заквашенная, например, обрабатывая её чтобы не заквасилась, или хотя бы знать о том, что не прошло время 18 минут необходимого для заквашивания, а не просто полагаться на признаки.
Рав Моше Штернбух (книга Моадим везманим ч.2, п. 69, от имени Рава из Бриска) Хазон иш (приведено в примечании на Мишну брура п.460)
.
б). Однако существует тесто, не обладающее признаками квашения, и тем не менее, уже заквасившееся.
Например, если это “глухое тесто” (о котором упомянуто в мишне 3:2 трактата Псахим) то есть тесто, по которому не заметно заквасилось оно или нет, наподобие глухого, по которому не заметно понимает ли он речь, поэтому такое жесткое тесто, как глиняный черепок, несмотря на отсутствие признаков квашения уже заквасилось. Определить это можно с помощью подобного же теста заквашенного одновременно с этим, если другое тесто заквасилось и появились признаки заквашивания раньше времени, то даже если у первого отсутствуют признаки заквашивания и даже не прошло восемнадцати минут, тем не менее, оно уже заквасилось, как и первое, замешенное одновременно с ним, поскольку возможно жар в помещении способствовал более быстрому заквашиванию. Если нет другого теста, чтобы определить признаки заквашивания у жесткого теста, то его заквашивание определяется с помощью времени.
В геморе (Псахим 46) сказано, что тесто простоявшее без движения, столько времени, сколько времени требуется для прохождения средним человеком расстояния мили - за это время тесто успевает заквасится, даже если у него нет признаков заквашивания.
О времени, за которое способен средний человек пройти расстояние мили, существует спор между комментаторами: 1) Рамбам и Бартанура, считают, что это 24 минуты. 2) Респонс “Трумат адешен” и Тосфот Йом-тов, считают, что это 18 минут,и так установлено в Шулхан арухе (п.459,п.2). 3) Гаон из Вильно считает что, это 22 и 1/2 минуты.
(Этот спор в свою очередь, обусловлен расчетом времени, о котором сказано в геморе в другом месте, что время требуемое для прохождения 10 “парсот” в день для среднего человека, способного пройти это расстояние за 12 астрономических часов в день равноденствия, когда светлое и темное время суток равны, и один час равен 60 минутам. В “парсе” - 4 мили, соответственно 12 часов разделить на 40(10х4) = получается 18 минут на милю.
Однако Рамбам считает, что хотя 10 парсот дано для расстояния пройденного за целый день равноденствия, но 12 часов берутся в расчет только исходя из времени от восхода солнца до его захода, а не с рассвета до выхода звёзд, поэтому вычитаем по пять миль с рассвета до восхода солнца, и после захода солнца до выхода звёзд, и 12 часов делим на 30 оставшихся миль (из 10х4 вычитаем 5х2) и получается =24 минуты).

( Поэтому автор Мишна брура (в Биур алаха) считает, что изначально следует устрожить на 18 минут, так как считает Шулхан арух, и если нет большой имущественной потери, считать это квасным и запрещенным для использования. Но в случае большой имущественной потери - может быть возможно положиться на мнение спорящих и не запрещать, если не пролежало хотя бы 22 и ½ минуты, при условии отсутствия признаков заквашивания. Однако Хазон иш спорит и доказывает правоту мнения Шулхан аруха, и запрещает даже при большой имущественной потере, если тесто пролежало 18 минут).

Рамо пишет в примечании на Шулхан арух, что правильно выпекать мацу как можно быстрее,то есть намного раньше, чем пройдут 18 минут, поскольку это время сказанное в геморе, сказано по мнению комментаторов, для обычной температуры, но там где жарко, жар способствует более быстрому заквашиванию, даже быстрее этих 18 минут. И кто знает не жарко ли в этом помещении, так что тесто заквасится быстрее, чем 18 минут. И это одна из причин, почему сейчас никакой религиозный человек не поступит так, как поступили они при выходе из Египта, взяв с собой тесто.

в) Какое тесто подходит для мацы?
В мишне (Псахим 3:4) существует спор между рабаном Гамлиэлем и мудрецами каким образом могут (максимум) три женщины заниматься выпечкой мацы. По мнению рабана Гамлиэля могут замешивать одновременно, и раскатывать, а выпекать одна вслед за другой.Так, что каждая выпекала полностью своё тесто и получается, что рабан Гамлиэль разрешил последней женщине ждать после раскатывания теста, две смены выпечки и три разжигания печи. И был уверен, что оно не заквасится. Мудрецы спорят с этим и считают, что только если одна месит тесто, другая должна уже раскатывать, а третья выпекать, и тогда им разрешено печь вместе. Другими словами, мудрецы считают, что тесто постоянно должно быть в работе - не задерживаясь и не лежать без обработки. Причина этого в том, что не все женщины одинаковы в расторопности ,и наоборот, в лени, не все дрова одинаковы в растопке, и не все печи одинаково горячи, поэтому более правильно держать тесто постоянно в движении, чтобы оно не заквасилось, так как тесто постоянно находящееся в движении не заквашивается даже за целый день. И поэтому установлено в Шулхан арухе, что несмотря на то, что если тесто находилось без обработки, мы полагаемся постфактум на время 18 минут при условии, что на нем нет признаков заквашивания, тем не менее, более правильно, постоянно месить или раскатывать его, не оставляя даже на мгновение без обработки, чтобы быть более уверенным что оно не заквасилось, так как считают мудрецы.
И еще, несмотря на то, что так действительно установлено в Шулхан арухе, что тесто находящееся в обработке не заквашивается даже за целый день, Рамо в примечании пишет, что правильнее не задерживаться на долгое время, поскольку перерывы в обработке, если таковые были, накапливаются и присоединяются образуя 18 минут. И это еще одна причина, по которой религиозный человек сейчас так бы не поступил.
И еще, даже по мнению самого Шулхан аруха, если тесто постоянно находится в обработке, что с одной стороны хорошо, но нагреваясь от рук и той же самой обработки, когда перестают им заниматься, заквашивается почти сразу же, если не успеть забросить его в горячую печь. И так установил на практике автор Мишна брура, но Хазон иш спорит и облегчает, считая, что время 18 минут касается и теста после окончания обработки, и не считается заквашенным, если не прошло это время после окончания даже длительной обработки, или не появились признаки заквашивания.

8) 4 А еще совсем непонятно, почему агада и многие комментаторы утверждают, что мы кушаем мацу в честь того теста, которое вынесли евреи из Египта и которое не успело заквасится. Почему именно в честь того, что хотели евреи нарушить заповедь и заквасить тесто, но с помощью чуда нарушения не произошло?

Я надеюсь, что я объяснил ответ на этот вопрос подробно, что не было никакого нарушения с их стороны, и это верно либо по тому мнению, кто считал что в первый Песах было запрещено есть хамец только в первый день и первую ночь, и не запрещено было им владеть. А если даже в первый Песах было все также как и в заповеди для последующих поколений, то не было нарушения в том, что они взяли тесто надеясь его испечь как можно быстрее, или же обрабатывая его постоянно. И конечно не дай Б-г сказать, что в память о желании нарушить заповедь было установлена заповедь.

Правда в качестве исключительного комментария, все же следует отметить, что Маараль из Праги (Гур Арье), действительно пишет, что евреи еще не были готовы к выходу, и выход был сделан против их воли, для того, чтобы не говорили потом, что сами вышли, поэтому Всевышний заранее предупредил, что исход будет сделан “рукою сильной”, как сказано в стихе, то есть против их воли (хотя как правило этот стих понимают, что против воли египтян), и поэтому они действительно оставили тесто заквашиваться, но этого не произошло, поскольку поспешно были изгнаны. Поэтому это действительно произошло чудесным образом, чтобы знали все, Всевышний действует как полноправный хозяин мира, делая то, что задумал, невзирая ни на какие обстоятельства и желания кого-либо.

9) Почему агада и комментаторы не говорят, что мы делаем это по другой причине ,хотя бы потому, что так повелел нам Творец еще до исхода?

Как не говорят, конечно говорят. Мы едим мацу, потому что так заповедовал Творец в Торе есть мацу в ночь выхода из Египта, как сказано “вечером ешьте мацу” (Бо 12:18). Так пишут Рамбам (законы хамец и маца 6:1), Хинух (мицва 10).Рашбам (Псахим 99). И многие другие законоучителя.
Другое дело, что необходимо рассказать о причине возникновения этих заповедей, которые мы исполняем кушая три вещи: мясо Песаха, мацу и марор.Так как они реализовались для нас, в нашем мире, и мы должны выразить нашу благодарность Всевышнему за то, что он сделал для нас, с помощью заповеди. И именно об этом говорит рабан Гамлиэль в мишне Псахим (10:5) и приведено в агаде, что каждый кто не рассказал о причине этих трёх заповедей не выполнил обязанность.
а) Кстати, о какой обязанности он говорит?
По мнению Рамбама и большинства комментаторов, речь идёт вообще о другой заповеди - о заповеди рассказать о выходе из Египта в эту ночь, а не о заповеди есть мацу, что не рассказав о причине этих заповедей, почему мы их едим - не выполняется заповедь рассказывать о выходе из Египта. И только по мнению Маарша, речь идёт о заповеди есть мацу, что не рассказав о ее причине - не выполнил обязанность ее кушать. Но даже по его мнению, это объяснение причины заповеди является дополнительным, к основному: мы это делаем потому что так заповедовал Творец, но для того, чтобы рассказать как возникла эта заповедь, необходимо рассказать о ее причине.
б) Кроме того, комментаторы обсуждают вопрос насколько не будет выполнена обязанность рассказа о выходе из Египта, не рассказав о причине 3- х вещей в эту ночь?
Ведь основной смысл заповеди рассказа о выходе из Египта - это передача веры от отца к сыну, то есть рассказ о чудесах сделанных нам Творцом для вывода нас из Египта, о 10 египетских казнях, являющимися уроками веры. Рассказывая об этом, мы рассказываем тем самым, что Творец сотворил мир, им управляет, знает что происходит, может отреагировать, наказывая грешников и награждая заслуживших, подтверждает существование понятия пророчества, поскольку рассказывал о казнях заранее. Так пишут Рамбан в конце главы Бо и наподобие этого формулирует Рамбам заповедь рассказа о выходе из Египта (законы хамец и маца 7:1): рассказать о чудесах и знамениях, которые сделал Всевышний нашим отцам в Египте в ночь 15 Нисана.
Поэтому например, Ран в комментарии на трактат Псахим считает, что заповедь не будет выполнена как положено, то есть полностью, так, как ее постановили мудрецы, нотем не менее, будет выполнена с точки зрения Торы, даже если не рассказал о причинах этих трёх вещей. Другие же считают, что заповедь не будет выполнена вообще, даже если уже рассказано о казнях египетских, поскольку не выполняя постановление мудрецов, постановивших форму исполнения заповеди Торы, человек не выполняет и саму заповедь Торы, хотя до постановления мудрецов, можно было выполнять ее как хочешь, но сейчас, основная форма теперь та, которую постановили мудрецы. И поэтому в дополнение к 10 казням необходимо рассказать о причинах этих 3 вещей, которые мы едим в Песах.
в) кроме того, несомненно следует отметить и то, существует спор законоучителей и о том, что будет постфактум, если человек съел мацу не подумав о том, что он намеревается своим действием исполнить заповедь Творца, заповедовавшего есть мацу в эту ночь, выполняет ли он заповедь, съев мацу? По мнению Шулхан аруха (п.475, п.4) заповедь выполнена постфактум, хотя изначально нужно было бы иметь намерение, однако автор Мишна брура (п.475, п.34) приводит мнения законоучителей, считающих что заповедь не выполнена вообще, и необходимо еще раз есть мацу, с намерением исполнить заповедь.
(Мнение Шулхан аруха основано на том, что невозможно сказать, что действие поедания, совершенное без намерения исполнить заповедь, не имеет отношения к человеку ее исполнившему без намерения, так, как будто это произошло само собой. Ведь человек получил удовольствие от еды, поэтому почувствовав свое действие, оно все же имеет к нему отношение и заповедь засчитывается. Заповедь поесть - поел, разве можно сказать, что не поел? Другие считают, что поесть конечно поел, но не исполнил заповедь этой едой, если не было намерения исполнить повелительную заповедь Торы есть мацу ночью 15 Нисана, как сказано в Торе: “вечером ешьте мацу”).

Песах кашер ве самеах!
Спрашивает: Ариела
Здравствуйте ,я замужем , у меря 2 маленьких детей . На песах я хотела поехать без мужа , но с детьми отмечать песах в центральную синагогу , в другом городе, муж поехать с нами не может так как проводит молитвы в нашем городе . Мне сказали что ехать я не Мону , так как есть алаха быть на песах с мужем ... Подскажите пожалуйста так ли это ???
Здравствуйте, Ариэла!

Для более детального обсуждения Вашего вопроса, пожалуйста свяжитесь со мной.

eliyau.k@eshiva.ru
Спрашивает: Давид
Можно ли еврею есть пищу, приготовленную нееврем из кошерных продуктов и в кошерной посуде.
Здравствуйте Давид!

Можно кушать еду приготовленную не евреем из кошерных продуктов при условии, что еврей зажигает огонь и наблюдает за готовкой.
Спрашивает: Элиягу
Скажите пожалуйста, можно ли в субботу купаться в море?
Добрый день!

Само купание в море в шабат разрешено. Но есть проблема выходить из воды, так как есть капли воды на теле человека и это подобно ноше, которую запрещено переносить в шабат в общественном владении. По этому по факту лучше воздержаться от купания.
Спрашивает: Дина
Может ли муж присутствовать во время родов?
Здравствуйте Диана!

Может. Тем более если это приводит к спокойствию роженицы, но не смотря на то что можно находиться в палате, нельзя смотреть на оголенные места жены и также запрещено дотрагиваться до нее с достаточно раннего этапа родов.
 
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее