X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Мацей
шабат
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
11:06
18
11
2017

Вопросы раввину

Спрашивает: Тамара
Почему в йом тов нельзя пригласить нееврея в сукку? Мнение мудрецов понятно для прошедших веков, однако, в наше время, когда в сукку привозят заранее заказанную еду на 100 гостей, спрашивать у приглашенных, евреи ли они по маме и, извинившись, отказать выявленным, это нормально?
Уважаемая Тамара!

Прежде всего, хочу сказать, что, несомненно, следует с большой осторожностью относиться ко всем людям: как евреям, так и неевреям. Нужно стараться никого не обидеть и не задеть честь человека. Наши мудрецы сказали (Пиркей Авот, 3:14): «Любим человек, который был создал по образу (Творца). Особую любовь проявил (Г-сподь) к человеку, сообщив ему, что он был создан по образу (Творца)». Пишут комментаторы (см. «Тиферет Исраэль»), что здесь речь идет как о евреях, так и о неевреях. Тот, кто пренебрегает почетом человека, пренебрегает почетом Творца!

Что же касается Вашего специфического вопроса…

В Талмуде (Бейца, 21б) сказано, что разрешено пригласить нееврея на субботнюю трапезу, но на трапезу в йом тов (праздничный день, в который запрещены работы, не связанные с приготовлением пищи) запрещено приглашать неевреев. Причина различия между заключается в том, что в йом тов разрешено, в отличие от субботы, варить пищу. Одна из причин, по которой Тора разрешила варить в йом тов в том, чтобы еврей смог хорошо отпраздновать праздник и находиться в радости, отведав вкусные блюда. Поскольку нееврей не обязан радоваться в йом тов, разрешение варить в праздничный день не распространяется на него. Опасаясь, что, пригласив нееврея, еврей сварит для него какую-то пищу и нарушит тем самым святость праздника (от чего будут плохо как евреям, так и неевреям, ведь благословение Творца распростятся в мире благодаря соблюдению заповедей), – мудрецы постановили не приглашать на трапезу в йом тов нееврея. В субботу не существует такого опасения (ведь в субботу еврей в любом случае не будет варить, даже для себя). Поэтому не запрещено пригласить нееврея на субботнюю трапезу.

Однако Шульхан Арух (Орах Хаим, 512:1) пишет, что, если нееврей пришел к еврею без приглашения (и добавляет «Мишна Брура», что пища уже была сварена для всех гостей), – то в этом случае нееврей может принять участие в трапезе.

В описанной Вами ситуации, люди приходят на трапезу сами, без предварительного приглашения, и еда уже заранее заказана для всех. В такой ситуации нет запрета для неевреев принять участие в общей трапезе.

В заключение хотел бы добавить несколько слов по поводу Вашего утверждения о том, что «мнение мудрецов понятно для прошедших веков». Я советую Вам прочитать ответ «У каждого постановления мудрецов есть скрытый смысл?», в котором говорится, что каждое постановление наших мудрецов актуально на все времена.

Желаю Вам радостного праздника!
Спрашивает: Анатолий
Уважаемый ребе, мир Вам!
Хочу спросить такой вопрос: можно ли в сукке играть в шахматы и карты.
Хорошего Вам праздника!
Уважаемый Анатолий!

Да, в сукке можно играть в шахматы и карты (не на деньги). И это даже предпочтительней делать в сукке. В Шульхан Арухе (Орах Хаим, 639:1) сказано, что любые занятия следует организовать именно в суке. А «Мишна Брура» добавляет, что если человек желает побеседовать со своим другом, то это также стоит сделать именно в сукке, ведь в дни праздника сукка должна быть подобна дому. Однако «Мишна Брура» подчеркивает: следует очень остерегаться запрещённых разговоров в сукке (имеется в виду злословие, клевета, оскорбление ближнего и т. п.). Ведь святость сукки очень велика (конечно, и вне сукки подобные разговоры запрещены, но в сукке это запрет ещё более суровый). Также стоит постараться не говорить слишком много дварим бтэлим (можно перевести как «ненужная болтовня») в сукке – из-за святости сукки.
Спрашивает: Григорий
Слышал, что есть виды пищи, которые запрещено есть перед Йом Киппуром.
Так ли это? И, если да, о чём идёт речь?
Хорошего Вам года!
Это, действительно, так. В святых книгах упоминается, что нельзя есть яйца, чеснок, сыр и другие молочные продукты, когда они тёплые. Все эти виды пищи запрещено есть только мужчинам. Как женщинам, так и мужчинам запрещено также есть кунжут.
Спрашивает: Акива
В этом году Йом Киппур выпадает на субботу. Есть ли какие-то отличия в молитвах от обычного Йом Киппур?
Приведу некоторые из них:

Говорят ли в Йом Кипур, который выпал на субботу, "Авину Малкейну" и 13 качеств милосердия?

13 качеств милосердия говорят также и в Йом Кипур, который выпал на субботу, но Авину Малкейну говорят только во время неилы.



Можно ли произносить какие-то личные просьбы в Йом Кипур, который выпал на субботу?

Аран пишет, что причина, по которой мы не говорим Авину Малкейну в Йом Кипур, который выпал на субботу, связана с тем, что в субботу запрещено упоминать о личных нуждах, а часть из просьб в Авину Малкейну – о материальных благах. Если так, то, на первый взгляд, запрещено просить о материальных благах. Однако, несомненно, можно просить о духовных вещах, подобно тому, как можно это делать в субботу. Также, возможно, разрешается просить и о материальном, если мы стремимся использовать это во имя духовности.



Говорят ли «Леха доди» в Йом Кипур, который выпал на субботу?

Во многих общинах не говорят «Леха доди». Хазан говорит только «мизмор лейом а-шабат» после «шеехеяну». Однако есть общины, в которых принято говорить «Леха доди». Каждый должен поступать согласно обычаю, принятому в его общине.
Спрашивает: Антон
Уважаемый раввин!
Почему Рош а-Шана предшествует Йом Кипуру, не логичнее было бы, чтобы прежде было прощение Йом Кипура, а только потом был суд Рош а-Шана?
В книге Ор Исраэль сказано, что прежде необходимо принять царство Творца, что евреи делают в Рош а-Шана, а только после этого может идти речь о прощении.
 
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее