X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
22:24
21
11
2017

Вопросы раввину

Спрашивает: А
Прочитал в недельной главе (Берешит, 9:2): «И страх пред вами и трепет пред вами будет на всяком животном земном и на всякой птице небесной, от всего ползающего по земле и до всех рыб морских, — в ваши руки они отданы». В чем этот страх выражается в наши дни? Ведь есть немало зверей, пресмыкающихся и даже морских животных, таких как лев, медведь, змея или акула, которых люди боятся.
Заранее благодарю.
Уважаемый А.!

Вы задаете верный вопрос. Думаю, что ответ на него можно найти в книге Зоар (Ноах, 71а). Там приводится, что вначале, когда был создан Адам по образу и подобию Всевышнего, все звери видели имеющуюся в нем высшую форму святости, и пугались и трепетали перед ним. Но поскольку Адам преступил запрет Древа Познания, то потерял весь свой свет и утратил свою святую форму, и с тех пор животные уже не страшатся людей, а, наоборот, люди пугаются и страшатся всех остальных тварей. Когда же Ноах и его семья вышли из ковчега, и мир снова стал таким, как вначале, благословил Он их этим благословением, и дал им власть над всеми тварями и даже над рыбами морскими.

Из этих слов можно заключить, что страх животных перед человеком связан со святым обликом, который есть у человека. Но когда человечество грешит, оно теряет этот облик, и, вместо того, чтобы животные боялись человека, человек страшится их. Тем самым, не тяжело понять, почему в наше время у животных нет страха перед человеком.

В заключение интересно привести слова Зоара на главу Ваешев (191а), где утверждается, что «образ праведников не меняется по сравнению с тем, каким был вначале». Образ Даниэля, пишет Зоар, не изменился, когда сбросили его в яму со львами, и потому он спасся. И это то, что сказал Даниэль ( Даниэль, 6:23): «Б-г мой послал ангела Своего». Святой образ праведного человека – это и есть тот ангел, который закрыл пасть львам и сковал их, охраняя его, чтобы не причинили ему вреда. И потому сказал Даниэль: «Б-г мой послал ангела Своего» – того ангела, в котором отпечатаны все образы мира. «И он укрепил свой образ во мне, и не смогли львы править надо мной, и закрыл он пасть их».
Спрашивает: Барух
В комментарии Раши на недельную главу прочитал странную вещь, будто бы, Ной был недостаточно верующим человеком. Он не верил, что будет потоп. Я этого не понимаю: если Ной не верил, что будет потоп, для чего же он так долго строил ковчег. Прошу Вас, раввины, знатоки Торы, поясните!
Мидраш Берешит Раба является источником для слов Раши. Мидраш учит это утверждение из излишних, на первый взгляд, слов Торы. В стихе сказано (Берешит, 7:7): «И вошел Hoax и его сыновья, и его жена и жены его сыновей с ним в ковчег, от вод потопа». Слова «от вод потопа», на первый взгляд, излишни, ведь из контекста ясно, что Ноах зашел в ковчег, чтобы спастись от вод потопа. Поэтому наши мудрецы учат, что эти слова говорят нам о недостаточной вере Ноаха. Он не был полностью уверен, что будет потоп. И только когда воды стали стремительно прибывать, и у него не осталось другого выбора, он зашел в ковчег.

Теперь постараемся ответить на Ваш вопрос. Для этого приведем слова Хазон Иша в книге «Вера и упование» (2:1): «Само существование предметов материального мира связано с установленными для них размерами, весом и т. п., и нарушение их равносильно порче и разбиению; разбитый сосуд – это уже не сосуд, а черепок. Однако свойства человеческой души могут существовать и проявлять себя на многих ступенях, и у каждого порядочного человека есть в той или иной мере скромность и милосердие, но нет людей, одинаковых в этом, и в каждом качестве один превосходит другого. Все сказанное относится также и к качеству веры. Есть много ступеней, и люди со слабой верой все-таки тоже относятся к категории тех, кто верит, а не к “безбожникам” и вероотступникам. И, тем не менее, у человека со слабой верой она не властвует над ним безраздельно, а только помогает воздержаться от наиболее явных грехов, которых остерегаются все. У людей с более крепкой верой воздействие ее на жизнь более заметно. Также и в сообществе праведников, проявляющих свою веру в жизни, есть, тем не менее, у каждого своя ступень».

Из этих слов Хазон Иша мы можем сделать вывод, что, несомненно, Ноах верил, что будет потоп, и по этой причине строил ковчег на протяжении многих лет. Однако его вера не была полноценной: он не был уверен, что потоп в действительности будет, поэтому, только когда воды потопа заполнили все вокруг, он зашел в ковчег.

Это мы видим и из слов Раши, который пишет: «Ноах был из слабоверующих – верит и не верит». «Верит и не верит» означает, что он, несомненно, верил, но его вера была неполноценной.

Рав Йехезкель Левинштейн делает важный вывод из слов мудрецов о недостаточной вере Ноаха (приводится в сборнике писем, 156-ое письмо): «Следует постоянно усиливать веру. Ведь известно изречение мудрецов о недостаточной вере Ноаха… Насколько это страшно! После того, как Ноах строил ковчег на протяжении 120 лет, и после того как было сказано: “ибо тебя Я видел праведником передо Мной”! Чего еще не хватает [его вере] после всех этих прославлений? Но из этого мы учим, что веру можно постоянно усиливать, поскольку в этом цель творения – осознать, что нет ничего, кроме Него».
Спрашивает: Максим
Слышал, что Б-г создал вначале время? Но ведь в Торе не сказано, что Б-г вначале создал время? Поясните!
Действительно, так пишет Виленский Гаон («Адерет Элияу»). Он комментирует слова первого стиха Торы (который обычно переводят как «Вначале создал Б-г»), как «Б-г создал начало» («Берешит»). Имеется в виду, что Г-сподь создал время, ведь только когда существует понятие времени, можно говорить о чем-то, что было раньше, и о чем-то, что было позже. Это же следует и из комментария Сфорно.

О том, что время было создано, а не существовало всегда, пишет также и Рамбам («Морэ Невухим», 2, 30).

Из этих слов видно, что понятие времени тесно связано с Творением (Виленский Гаон говорит также, что на Небесах нет времени, т.е. Б-жественное не связано с понятием времени), и поэтому именно в начале создания миров Творец создал время.

Интересно отметить, что еврейским мудрецам уже в древние времена было известно то, к чему ученые пришли относительно недавно.
Спрашивает: Марина
Известно, что по пробуждении надо омывать руки, так как тума, которая остается на них после сна, может вызывать болезни, если такой тумной рукой дотронутся до какого-нибудь из отверстий на теле. И понятно, что все, кто знает, моют руки, но вот вопрос относительно бабушек и дедушек: они часто среди нашего люда не религиозные, соответственно руки после сна не омывают. При этом они приходят в гости, расцеловывают внуков, закладывают им своими руками конфеты в рот (как пример). Что делать с такими дедушками и бабушками, ведь у нас есть еще мицва «Кибуд Ав веЭм», и они совсем не восприимчивы к религиозным вещам? С другой стороны, невозможно им давать трогать детей такими руками, но если это запретить или попросить омыть руки, это, скорее всего, приведет к скандалу.
Как Вы правильно отмечаете, после ночного сна следует омыть трижды руки, чтобы смыть с них туму. Это мы учим из слов Талмуда в трактате Шаббат (108б). Там приводится, что есть опасность дотрагиваться до каких-либо отверстий тела (к примеру, это ноздри, глаза, уши, рот и т. д.) из-за нечистого духа, находящегося после сна на руках. Также там приводится, что есть проблема дотрагиваться до пищи такими руками, поскольку тем самым тума перейдет на пищу.


В Талмуде (Йома, 77б) приводится, что для того, чтобы «смыть» этот нечистый дух, следует омыть руки трижды. Поским (законодатели) добавляют, что следует омыть руки попеременно – правую, левую, затем снова – правую, левую, и еще раз – правую, левую. По мнению большинства поским, следует омыть руки из какого-либо сосуда, однако есть поским, которые считают, что нет необходимости омывать именно из сосуда.


Также есть такие поским (Рамбам по мнению «Лехем Мишне», Маараль и другие), которые считают, что этот нечистый дух был только во время Талмуда, а не в наше время (несмотря на то, что подавляющее большинство поским считают, что он есть и в наше время).


Если просьба омыть руки из сосуда вызовет недовольство дедушек и бабушек и споры, этого не стоит делать, и в этой ситуации можно положиться на поским, которые считают, что в наше время нет этого духа, а также на тех поским, которые считают, что нет необходимости омыть руки именно из сосуда (большинство людей обычно по утрам моют руки из-под крана).
Спрашивает: Мендель
Уважаемый рав Куклин,
Сегодня я прочитал Ваш ответ «Почему в йом тов нельзя пригласить нееврея в сукку?» В нём Вы чётко объяснили, по какой причине запрещено приглашать нееврея на трапезу в йом тов и почему нельзя в йом тов варить для нееврея и что в этих запретах нет ничего унизительного для нееврея. Большое спасибо!
Вы также писали, что если нееврей пришёл в гости сам, то, согласно алахе, нет проблемы, чтобы он участвовал в трапезе. Однако этого ответа недостаточно! И вот почему: бывает ситуации, когда еврей обязан пригласить нееврея на трапезу, иначе нееврей обидится до глубины души. К примеру, у меня есть знакомый, которому родители сообщают до суккот, что на все дни праздника они приезжают в гости. Его отец нееврей. Если его не пригласить на трапезы, он ужасно обидится. Что делать?
Уважаемый Мендель,

Вы поднимаете правильный вопрос, и очень хорошо, что Вы его поднимаете. Если знать хорошо закон, то всегда можно выполнить заповеданное нам Творцом, избегая каких-то обид или конфликтов. Поэтому в подобных ситуациях важно всегда спросить о конкретной ситуации раввина, чтобы найти наиболее подходящее решение.

К примеру, в ситуации с отцом-неевреем. Думаю, что в этой ситуации разрешено пригласить его на трапезу, ведь в Беур Алаха приводится, что в ситуации, когда непреглошение обидит нееврея настолько, что это испортит хозяину дома праздничную радость, то его разрешается пригласить.

Поским приводят также дополнительный совет – даровать до праздника нееврею всю пищу, предназначенную для него (нужно спросить у раввина, как это правильно сделать). И выходит, что он будет есть в йом тов свою пищу, а в этом, разумеется нет проблемы.
 
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее