X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
22:24
21
11
2017

Вопросы раввину

Спрашивает: А
Здравствуйте, рав.

Получил Ваш ответ про то, кто такой Сатан. Спасибо. Он пробудил у меня новый вопрос: а кто такие черти?
Уважаемый А.!


Рамхаль в книге «Дерех Ашем» (1, 5) пишет, что все созданное Всевышним делится на две основные группы: духовные создания и материальные создания. Духовные – те создания, которых мы не можем познать с помощью своих «материальных» чувств, и которые не подчиняются материальным законам. Материальные, соответственно, это те, которых мы можем познать с помощью «материальных» чувств и которые подчиняются материальным законам.


Однако Рамхаль утверждает, что существует промежуточная группа, которая только частично подчиняется материальным законам природы и, соответственно, только частично постигается нашими материальными чувствами. Черти – представители этой группы.


Поскольку черти являются промежуточной группой между духовным и материальным, они, по словам наших мудрецов в трактате Хагига (16 а): «в трех вещах черти подобны ангелам и в трех вещах — людям». Ангелам черти подобны наличием крыльев (имеются в виду духовные способности), тем, что они могут пролететь с одного конца мира в другой. Также тем, что им известно будущее. А человеку – тем, что они вынуждены, подобно людям, питаться (Рамбан пишет, что пища их не подобна нашей, материальной, пище), и также, подобно людям, они плодятся и, подобно людям, умирают. Талмуд поясняет, что их знания о будущем основываются на их знаниях о том, что постановили на Небесном Суде.


А знания о том, что постановили на Небесном Суде, утверждает Рамбан в комментарии к Торе (Вакира, 17:7), черти черпают от мазалот, небесных светил. Поскольку они частично духовные создания, у них есть возможность получить от небесных светил различную информацию. [Рамхаль в книге «Дерех Ашем» (7:2) пишет: «через них ]звезды[ и их вращение снисходят и воплощаются в материальность все те явления, которые приготовлены в высших мирах»] Пишет великий каббалист, что черти могут знать только те вещи, которые произойдут в недалеком будущем. А те вещи, которые должны произойти в далеком будущем, им неизвестны.


В трактате Брахот (6а) мудрецы сообщают нам дополнительную деталь в описании чертей: у них птичьи ноги (здесь так же имеются в виду не обычные материальные ноги, так как обычно черти не видны человеческим глазам). Эта «особенность» также связана с тем, что они являются промежуточным созданием. Ведь земля олицетворяет этот мир, а ноги – связь с этим миром. В этом аспекте существует большое сходство между чертями и птицами. Точно так же, как у птиц – только частичная связь с землей (значительную часть своей жизни они проводят в воздухе), что выражается в относительной слабости их ног. Так и у чертей: их связь с материальным миром ограничена.


Будучи промежуточным звеном между материальным и духовным, черти обычно пребывают в безлюдных местах, материя которых разрушена. В этом одна из причин запрета заходить в развалины – там могут быть черти, которые способны навредить человеку, как приводится в Талмуде (трактат Брахот, 3а). Более того, несмотря на то, что правило гласит: «Двум людям черти могут показаться, но они им не вредят, а троим – они вовсе не показываются», Талмуд говорит, что в развалинах они могут навредить даже двоим или троим. Причина этого: там, где черти обычно водятся, в местах их постоянного обитания, они сильнее. А поскольку развалины являются безлюдным местом, материя которого разрушена (в данном случае – упавший дом), они считаются местом постоянного обитания чертей.


Пророк Йешаяу (13:21) предсказывает Вавилону тотальное разрушение. Среди прочего пророк говорит, что там, где прежде был Вавилон, будут скакать бесы. Так Йешаяу предрекает тотальное разрушение Вавилона и полнейшее безлюдье, которое будет там царить (ведь бесы обитают в разрушенных и безлюдных местах).


Еще приводится в Талмуде (Гитин, 66а), что у чертей нет отражения. То есть – в одном предмете (к примеру, в зеркале) они могут отражаться, но второй предмет не будет отражать их отражения в первом предмете. Причина этого также заключается в том, что черти не полностью материальные. Отражение связано с материальностью вещи…


Важно добавить, что во многих святых книгах сказано, что в наше время черти не появляются среди людей. По простому пониманию, причина этого связана с тем, что в наше время люди стали зависимы от материального настолько, что они уже не могут воспринимать духовные вещи. Однако же в респонсе «Йеуда Яале» (Орах Хаим, 9) рав Йеуда Асад приводит, что в одном из последних поколений мудрецов Талмуда на чертей наложили заклятие, чтобы их не было видно среди людей.
Спрашивает: Борис
Шолом!
Простите мне мое невежество, но я пытаюсь заново изучать культуру своего народа. Скажите, пожалуйста, зачем иудеям кипа? Есть ли определенные правила ношения, дни, цветовое значение?
Каково предназначение кипы?

Кипа служит для покрытия головы. С точки зрения еврейского закона, нет никакой важности в том, чтобы покрывать голову именно кипой. Для этой цели можно пользоваться любым предметом – шапкой, кепкой, шляпой и даже капюшоном и шарфом. Многие евреи покрывают голову кипой из чисто практических соображений: поскольку она обычно сделана из легкого материала, ей удобней пользоваться для постоянного покрытия головы. Поэтому, чтобы ответить на вопрос «зачем иудеям кипа?», попробуем разобрать вопрос: для чего вообще необходимо евреям покрывать голову.



Для чего вообще евреям покрывать голову?

Вопрос «для чего вообще евреям покрывать голову?» делится на две основные темы: покрывание головы во время изучения Торы и благословений, и покрывание головы на протяжении всего дня. Разберем каждую отдельно.



Покрытие головы во время изучения Торы и благословений

В трактате Софрим (14:15) приводится, что запрещено еврею упоминать Имя Творца с непокрытой головой (из-за почета к святому Имени). Основываясь на этих словах, Шульхан Арух пишет: «Есть такие (законодатели), которые считают, что запрещено упоминать имя Творца с непокрытой головой, а есть такие, которые считают, что следует не давать войти в синагогу еврею, у которого голова непокрыта».



Покрытие головы на протяжении всего дня

Тора не обязывает еврея ходить с покрытой головой на протяжении дня, и нет на это постановления мудрецов. Из приведенного в Талмуде видно, что в древние времена покрытие головы было уделом особенно праведных людей, поскольку оно приводит к особой Б-гобоязненности. В трактате Шаббат (155б) приводится, что предсказали матери рава Нахмана бар Ицхака, что ее сын будет вором. Чтобы этого не произошло, она следила за своим сыном, чтобы его голова была всегда покрыта. «Покрывай свою голову, чтобы на тебе был страх твоего Создателя», – говорила она своему сыну. Благодаря этому рав Нахман бар Ицхак избежал участи, которую ему предсказали. А в другом месте в трактате Шаббат (118б) приводится, что одна из основных вещей, которых остерегался в своей жизни великий мудрец Талмуда рав Уна сын рава Йеошуа – не пройти (даже) четырех амот (примерно два метра) без головного убора. Из-за того, что головной убор приводит еврея к дополнительной Б-гобоязненности, в еврейском народе распространился обычай постоянно ходить с головным убором. Каждый еврей обязан следовать обычаям нашего народа, и поэтому постанавливает Шульхан Арух: «Да не пройдет (еврей) четырех амот с непокрытой головой». Однако если еврей находится среди неевреев и не может найти работу из-за своего желания оставаться также на работе в кипе, либо потеряет из-за этого работу, рав Моше Файнштейн («Игрот Моше», Орах Хаим, 4:2) разрешает ему находиться на работе с непокрытой головой.



Величина кипы

Рав Моше Файнштейн («Игрот Моше», Орах Хаим, 1:1) пишет, что достаточно, чтобы у кипы был такой размер, благодаря которому голова будет считаться покрытой.



Дни и цветовое значение кип

В головном уборе еврей должен ходить все дни недели. С точки зрения алахи, нет никакого значения у цвета кипы.
Спрашивает: А
Здравствуйте, рав.

Сегодня прочитал Ваш ответ «Что, Сатана маленький ребенок, что его можно запутать?». Там Вы пишете, что «Сатана – духовная сила». Как-то до этого особенно не задумывался, но Вы пробудили во мне вопрос: а кто же такой Сатана? Если сможете написать об этом, будет очень интересно почитать.

Заранее спасибо, А.
Уважаемый А.!


Значение корня слова «Сатан» (син-тэт-нун) — «обвинять», «взыскивать». Сам Сатан, в соответствии с традицией иудаизма, является ангелом Творца, функция которого — быть обвинителем на Небесном Суде. Это следует из сказанного в книге пророка Зхарьи (3, 1): «И показал Он мне Йеошуа, первосвященника, стоящего пред ангелом Г-сподним, и Сатана, стоящего справа от него, чтобы обвинять его». Так же в книге Иова он проявляет себя как ангел-обвинитель.


Тут важно понять: для какой цели вообще существует необходимость в обвинителе в Небесном Суде, ведь Творцу известно все – как заслуги человека, так и его проступки? Ответ на этот вопрос мы находим в «Статье об основах» («Маамар а-Икарим») Рамхаля. И так они пишет там: «И необходимо знать, что Б-г воистину знает все, и ничего от Него не скрыто… Но Свое управление и суд над миром Он основал не на этом своем знании, но согласно системе правосудия, как пожелал. Эта система подобна законам земного царства, и Он судит в судах, состоящих из ангелов, со свидетелями, обвинителями и защитниками — ангелами, назначенными для этого: одни свидетельствуют о происходящем на земле, какие-то — обвиняют, а другие защищают. И приговор выносится по верному и справедливому закону». Выходит, что причина того, что Творец судит нас согласно системе правосудия подобно происходящему у нас, заключается в том, что Творец хотел дать нам возможность подобающим образом подготовиться к суду, на котором Творец будет нас судить.


У Сатана есть еще одна функция, как об этом пишет Рамхаль в книге «Путь Творца» («Дерех Ашем») (2, 6): «Его назначение — возбуждать дела в судах, и когда он подает иск, судьи принимаются за дело и начинают судить». Рамхаль добавляет: «Одно из проявлений качества доброты Всевышнего заключается в том, что человек не привлекается к суду, пока не обвинит обвинитель, хотя грехи грешника открыты перед Ним».


В трактате Бава Батра (16а) мудрецы говорят, что Сатан — это также йецер а-ра (дурное начало в человеке). Из этого ясно, что в задачи Сатана входит также подстрекать человека к греху. Мудрецы говорят: после того, как человек поддастся его соблазнам, Сатан поднимается на Высший Суд, чтобы обвинить грешника в содеянном.


Еще говорят мудрецы: если на Небесном Суде принимается решение (в результате обвинения Сатана) о том, что человеку за его грехи полагается смерть, Творец приказывает самому Сатану взять душу грешника. И так говорят мудрецы (трактат Бава Батра, там же): «Он же Сатан, он же йецер а-ра, он же Ангел Смерти».
Спрашивает: Семен
Добрый день!
Скажу честно, я люблю железную логику и красоту мысли еврейских мудрецов. Но есть вещи в иудаизме, мягко говоря, очень странные. Приведу один пример: на каком-то сайте читал, что не благословляют месяц в субботу перед Рош Ашоно (еврейский новый год) с целью запутать Сатану – чтобы он не знал, когда Рош Ашоно и не обвинял нас в этот день на Небесном Суде. Скажите, что это такое?! Что, Сатана – маленький ребёнок, что таким образом его можно запутать? Он же не дурак, и может посмотреть в календарь и узнать, когда Рош Ашоно.
Если у Вас есть что сказать, буду рад получить ответ на мой вопрос.
Уважаемый Семён!

Несомненно, иудаизм поражает своей железной логикой и удивительной красотой мысли. Тот, кто вдумается в слова наших мудрецов, поразится бесконечной глубине мудрости, заложенной в них, и почувствует себя по сравнению с ними словно жук по сравнению с великаном. Для того, кто видит их великую мудрость, очевидно, что те немногие высказывания мудрецов, которые нам кажутся странными, недоступны нашему пониманию именно из-за нашей ограниченности. Многие вещи скрыты от поверхностного понимания. И, если мы отнесемся с должным уважением и почетом к словам наших мудрецов, и приложим много сил, чтобы глубоко задуматься над непонятными нам высказываниями, у нас будет возможность открыть их истинный, глубокий смысл.

После того, как мы определили верный подход к словам наших мудрецов, постараемся разобрать Ваш вопрос.

Сатана, конечно же, не маленький ребенок, однако запутать его возможно, не опасаясь, что он посмотрит в календарь. Причина этого в том, что он – духовная сила, которая действует согласно духовным законам, установленным Творцом, и подвергается только духовным влияниям. Он не материальное существо, которое действует в соответствии с физическими законами. Благословение любого месяца имеет духовное воздействие, которое влияет на различные духовные субстанции и на Сатану в том числе. Благословение месяца Тишрей, в первый день которого происходит Небесный суд, пробуждает Сатану для обвинения евреев.

Календарь – это не духовная сила, поэтому написанное в нем никак не может повлиять на «поведение» Сатаны.
Спрашивает: Максим
Из Торы мы видим, что люди в первых поколениях жили многие сотни лет, а после потопа срок жизни весьма сократился. Какова причина этого?
Рамбан в комментарии на Тору пишет следующее: «Адам, творение рук Г-спода, был создан совершенным и полноценным – в красоте, в силе и в строении. И даже после того, как был наказан и стал смертным, по природе своей был долгожителем. Но после потопа атмосфера испортилась, и поэтому продолжительность жизни начала уменьшаться, ведь, как мы видим из Торы, до потопа люди умирали в возрасте, близком к Адаму (который жил 930 лет), а были и такие, которые жили дольше, чем Адам. Шем, который родился до потопа, прожил 600 лет, поскольку ему, с одной стороны, помогла та природная сила, с которой он родился, но, с другой стороны, повредила атмосфера, которая испортилась во время потопа. А жизнь его сыновей, родившихся после потопа, уменьшилась ещё больше, и они жили только 400 лет».

Рамбан добавляет, что после расселения (Вавилонского рассеяния) было дополнительное уменьшение лет жизни, ведь Пелег, который жил в то время, прожил лишь 200 лет – в два раза меньше, чем люди, жившие в прошлые поколения. По мнению Рамбана, сокращение жизни постепенно продолжалось и в последующих поколениях. Во времена наших праотцев продолжительность жизни людей была всего лишь 70-80 лет, как это мы видим из молитвы Моше (Теилим, 90:10): «Дни лет наших – семьдесят лет, а если сильны – восемьдесят лет».

Рамбан добавляет, что, несмотря на это, праведные люди были долгожителями даже после поколения расселения, ведь «Боязнь перед Б-гом добавит дни жизни» (Мишлей, 10:27).

По простому пониманию, под словом «атмосфера» Рамбан имеет в виду физическую атмосферу (воздушную оболочку, окружающую Земной шар). Однако, думаю, что в не меньшей степени Рамбан имеет в виду «духовную» атмосферу, а именно – близость к Творцу, ведь годы жизни зависят от близости к Г-споду, Который является «источником жизни» (Теилим, 36:10). После потопа всё человечество стало более материальным, и отдалилось тем самым от Творца. В дальнейшем этот процесс продолжился после расселения. По этой причине продолжительность жизни после потопа и после расселения очень уменьшилась.
 
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее