X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
22:24
21
11
2017

Вопросы раввину

Спрашивает: Александра
Сегодня достаточно модно в интернете обсуждать практику так называемых «осознанных сновидений» («выход из тела», «выход в астрал»). На эту тему написано немало книг. Суть заключается в том, что человек (как правило, под утро), выполняя определенные практики с воображением, вводит себя в состояние гиперреалистичного и сознательного (в плане действий, решений) сна. Также появляется возможность во сне моделировать различные ситуации.

Эта практика не относится к какой-либо религии. Это скорее некий «эксперимент» над сознанием. Хотя есть те, кто придают этому «духовный смысл».

Можно ли еврею этим заниматься? И если нет, то стоит ли отговаривать друзей от этих «практик»?
То, о чем Вы пишите, – это различные методы так называемой «обработки подсознания». Такие методы, которые никаким образом не связаны с какими-либо мистическими силами или всевозможными «энергиями» и т.п., в принципе, не запрещены. Однако граница между разрешенным и запрещенным здесь не всегда ясна, а, кроме того, я думаю, что стоит опасаться «ставить различные эксперименты» на собственном сознании (или подсознании), поскольку это довольно опасно. А что, если человек, не дай Б-г, этими методиками повредит своему сознанию? Поэтому не советовал бы заниматься подобными вещами.


В моей книге «Еврейский ответ» (в ответе «Возможно ли напрямую обрабатывать свое подсознание?») Вы сможете прочитать о тех способах повлиять на подсознание, о которых говорили наши мудрецы. Такие способы, несомненно, не только не представляют какой-либо опасности, но могут и принести пользу человеку.
Спрашивает: А
Уважаемый раввин,

Читал в одном из Ваших ответов, что, по мнению наших мудрецов, у чертей птичьи ноги. Скажите, вот христиане считают, что у чертей есть рога. Есть ли что-то подобное в нашей Традиции?
ажением, А.
Уважаемый А.,


В нашей Традиции нигде не упоминается, что у чертей есть рога.
Спрашивает: Мордехай
Уважаемый раввин!

Я не раз читал, что следует отдаляться от грешников. Но если я хочу дружить с ними, чтобы приблизить грешников таким образом к Б-гу, это тоже запрещено?
Наши мудрецы («Авот де-раби Натан», 9) прямо сказали: «Не дружи с грешником, даже если ты желаешь приблизить его (тем самым) к Торе». Потому что прежде, чем ты повлияешь на него, он повлияет на тебя. И в этом была роковая ошибка царя Йеошафата, который был большим праведником, но неоднократно желал приблизиться к грешникам. И все это – для того, чтобы приблизить их к Творцу. За это приближение он получил не раз наказание от Г-спода, как ему сказал пророк (Диврей а-Ямим 2, 20:37): «Так как ты объединился с Ахазйау, то разрушит Г-сподь дело твое».


Книга Зоар (Шмот, 128 б), на первый взгляд, противоречит вышеупомянутым словам мудрецов: праведник должен «гнаться» за грешником, чтобы приблизить его к Творцу.


Ответ на это кажущееся противоречие следующий: если праведник не спускается к грешнику, а старается поднять его на свой уровень, старается быть ему наставником, – в таком общении нет серьезного опасения, что праведник получит пагубное влияние. Однако, когда человек пытается подружиться с грешником, стать ему товарищем, равным ему, – в этом есть серьезное опасение, что он таким образом получит от грешника пагубное влияние, и это то, о чем сказали наши мудрецы, что запрещено быть другом грешника даже с целью приблизить его к Торе.
Спрашивает: Инна
Обращают ли евреи внимание на сновидения? Есть ли в иудаизме понятие «вещий сон», «трактовка сна»?
Уважаемая Инна!


Да, евреи, несомненно, обращают внимание на сновидения. Чтобы объяснить, в чем важность сновидений и почему евреи обращают на них внимание, разберемся, что такое сон вообще.


Думаю, что понятие «сон» можно определить следующими словами: «Cон – это состояние человека, при котором он, находясь “в забытьи”, видит и чувствует различные вещи, которые не происходят в реальности».


В состоянии сна человек не контактирует с внешним миром, поэтому во время сна всплывают его мысли и раздумья. В Талмуде (Брахот, 56б) приводится следующая история. Римский император сказал Шмуэлю, великому еврейскому мудрецу: «Говорят, что вы, евреи, мудры. Так скажи мне, какой сон я увижу этой ночью?» Осознавая большое влияние мыслей на сон, Шмуэль «нарисовал» императору странную и страшную «картину», будучи уверенным, что император будет целый день думать об этой «картине» и, в конце концов, увидит ее во сне. Поэтому он дал следующий ответ: «Ты увидишь, что персы возьмут тебя в плен и заставят пасти червяков с помощью золотой палки». Поскольку ситуация, которую описал Шмуэль, была очень гадка и странна для императора, он думал о ней весь день и, соответственно, увидел ее во сне.


Не только явные, но и скрытые, «потайные» мысли всплывают во время сна. Это те мысли, которые были в глубине сознания человека, и в которых он не отдавал себе отчета (психологи называют это подсознанием). В книге пророка Даниэля (2-ая часть) рассказано, что царь Навухаднецар видел во сне огромную сверкающую статую, вид которой был страшен. Разъясняя этот сон, Даниэль сказал (стих 29): «Твои, царь, размышления (имеются в виду “мысли сердца”) взошли на ложе твое». Т.е. тайная гордыня царя отразилась в его сне, и он увидел все будущие царства и себя — во главе их. Отсюда учат мудрецы Талмуда (Брахот, 55б): человек видит во сне лишь то, о чем размышляет в «сердце».


И в этом заключается одна из причин, по которой стоит обратить внимание на сны, ведь, анализируя сон, человек сможет лучше познать свой внутренний мир.


У сна есть дополнительный аспект: так как человек видит сон в состоянии, когда его тело функционирует минимально, душа оказывает большее влияние на его мысли, и во сне человека есть доля истины. И так говорят мудрецы (Брахот, 57б): «Сон содержит шестидесятую часть пророчества». Однако мудрецы сообщают нам, что сон исполняется в соответствии с тем, как его истолкует мудрец, и «неистолкованный» сон подобен посланию, которое не было прочитано, т.е. он не может повлиять на судьбу человека. Все это при условии, что толкование сна связано со сном, а не оторвано от него. Из слов Талмуда мы видим, что в прежние времена были люди, которые считались толкователями сна. Тосфот пишут, что для того, чтобы правильно толковать сон не достаточно мудрости, но необходим и особенный талант.


В наши дни нет людей, которые умели бы толковать сны, поэтому всякие сонники и всевозможные современные «толкователи снов» – это все шарлатанство, и тот, кто обращается к ним, тратит время впустую и занимает свою голову чушью. Уже в Талмуде приводится, что упомянутый выше Шмуэль, когда видел хороший сон, говорил: «Дай Б-г, он сбудется», а на плохой сон не обращал внимания, приводя слова пророка Захарьи (10:2): «А сны тщету сообщат».


Если человек все же ощущает беспокойство из-за того или иного сна, ему стоит совершить обряд под названием атават халом («обращение сна к добру»), описание которого приводится в Талмуде (там же), а также в Шульхан Арухе (Орах Хаим, 220, 1) и в молитвенниках. Есть еще возможность «обратить сон к добру»: произнести специальную молитву во время биркат коаним («благословение коэнов»). Текст этой молитвы также приводится в Талмуде, а еще в Шульхан Арухе (130 а) и молитвенниках. Однако большое правило – относиться к дурным снам так, как сказал пророк Захарья.


Из слов Талмуда (Брахот, 55б) видно, что страшный сон зачастую посылают человеку с Небес для того, чтобы он задумался о своей жизни, о том, насколько верен путь, которым он идет. Поэтому Талмуд утверждает, что именно праведникам посылают с Небес плохие сны, чтобы они смогли глубже задуматься о своем пути и еще больше приблизиться к Творцу.


Дополнительная функция сна заключается в том, что посредством его Творец обучает праведников глубоким тайнам Торы, поскольку именно в то время, когда материя спит, есть большая возможность постичь глубокие тайны мироздания. В предисловии к комментариям Виленского Гаона на «Сифра де-Цниута» пишет рав Хаим из Воложина, что у него нет никаких сомнений в том, что его учитель (Виленский Гаон) каждую ночь получал с Небес глубокие знания о Торе.
Спрашивает: Андрей
Здравствуйте!

Подскажите, что делать. Меня зовут «Андрей». Хотел поменять свое имя на еврейское. Думал взять имя «Ицхак». Но один знакомый сказал, что я не должен менять имя, поскольку имя «Андрей» — еврейское. Якобы, в Талмуде упоминаются мудрецы с этим именем. Так ли это?
Уважаемый Андрей!

Действительно, в Иерусалимском Талмуде мы встречаем это имя. В двух местах там упоминается имя «Андрей»: в трактате Брахот (1:1) упоминается рабби Ханина сын Андрея, а в трактате Мегила (4:5) упоминается рабби Хинена сын Андрея.

Однако из этого невозможно заключить, что это еврейское имя, ведь в Талмуде мы встречаем также евреев с нееврейскими именами, к примеру, Лолианус, Папус, Ункелус, Сумхус, Тодус, Маринус и т.д. Кроме того, поскольку в наши дни евреи не называют детей этим именем, его тяжело сейчас считать еврейским. Поэтому думаю, что Вам стоит его поменять на явно еврейское имя, такое как, к примеру, Ицхак.
 
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее