X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
22:25
21
11
2017

Вопросы раввину

Спрашивает: Ашер, Москва
Шалом!

Расскажите пожалуйста:
1) В каких случаях проводят обряд «сеудат одая» (благодарственная трапеза)?
2) Как ее провести?
3) Где об этом написано (о «сеудат одая»)?
Уважаемый Ашер!

В трактате Авот (5:7) говорится, что мудрый человек отвечает на вопросы в том порядке, в котором они были заданы. Причина этого в том, что мудрый человек любит ясность и порядок. Однако в случае, когда ответ на последний вопрос поможет объяснить первый вопрос, несомненно, предпочтительно начать именно с последнего вопроса. И по этой причине мы обсудим сначала Ваш последний вопрос, ведь ответ на него поможет нам получить ответ и на два первых.

Где написано о благодарственной трапезе?
В недельной главе Ваера рассказывается, что Авраам, желая отблагодарить Творца за рождение Ицхака, устроил большую благодарственную трапезу, как сказано (Берешит 21:8): «И Авраам сделал большой пир в день отнятия Ицхака от груди». Отсюда следует, что можно поблагодарить Творца именно посредством трапезы. Это видно и из слов царя Давида (Теилим, 116:12-13): «Чем воздам я Г-споду за все благодеяния Его?! Чашу спасения подниму, и имя Г-спода призову». Радак в своем комментарии разъясняет слова царя Давида: «Когда устрою (благодарственную) трапезу, подниму чашу вина, и поблагодарю Творца при стечении многих людей, и вспомню спасение, которое Он мне послал».

Мааршаль в книге «Ям шель Шломо» пишет, что благодарственная трапеза считается сеудат мицва («заповеданной») – трапезой, устраивая которую, человек выполняет заповедь.

Как ее провести?
Как мы сказали выше, Авраам, желая отблагодарить Творца, устроил большой пир. Из этого мы можем выучить, что важно, чтобы в этой трапезе принимало участие много людей. Таким образом, благодарность Творцу и прославление Его будут увеличены. Так сказал царь Давид (Теилим, 35:18): «Благодарить буду Тебя в собрании большом, среди народа многочисленного хвалить буду Тебя».

Раши в своем комментарии к Торе пишет, что Авраам пригласил на трапезу, которую он устроил, великих людей поколения – Шема, Эвера, Авимелеха. Из этого можно сделать еще один вывод: важно, чтобы мудрецы Торы присутствовали на трапезе. В трактате Брахот (64а) также подчеркивается огромное значение присутствия мудрецов Торы на трапезе. По мнению автора «Хаей Адам», благодарственную трапезу следует устраивать для изучающих Тору.

В книге «Хаей Адам» (глава 155) приводится также, что перед благодарственной трапезой следует произнести следующие главы из книги Теилим: 111, 116, 117, 23, 44, 100, 103, 130, 134, 138, 139, 143,148, 150.


Безусловно, центральное место на трапезе должны занимать слова благодарности. А если благодарящий удостоился особого присмотра и помощи Творца, важно рассказать об этом (если это не противоречит законам скромности).


В каких случаях проводят «сеудат одая»?


Этот обряд проводят, когда человек желает отблагодарить Творца за особую милость, которую Тот оказал ему, подобно тому как Авраам устроил благодарственную трапезу, чтобы отблагодарить Его за рождение долгожданного сына Ицхака.


В заключение отметим, что истинное выражение благодарности Творцу не должно ограничиваться трапезой. Такая благодарность должна проявляться в духовном росте, в исполнении воли Творца. Автор великой книги «Ховот а-Левавот» Рабейну Бахья ибн Пакуда связывает обязанность исполнения законов Торы с чувством благодарности Творцу во-первых за саму жизнь, а во-вторых – за все те блага, которыми Он одаряет нас.
Спрашивает: Зэев Ш.
При проведении антитеррористической операции «Хомат Маген» (Защитная стена) были найдены документы, свидетельствующие, что 2-я интифада была подготовлена арабами много раньше, чем восхождение покойного Ариэля Шарона на Ар а-Байт. В то время были и другие духовные проблемы, которые могли запустить интифаду, например, попытка ввести светские браки. И, конечно, самая большая беда: соглашение «Осло», которое ввезло арафатовских убийц, запланировавших постепенное уничтожение Израиля, в нашу страну и дало им оружие. Вывод: не стоит возлагать ответственность за 2-ю интифаду на покойного премьера.
Дорогой р. Зэев!

Спасибо за внимание, которое Вы уделяете записям моих уроков. Ваши замечания, безусловно, верные. Начнем по порядку.

По поводу так называемых «соглашений Осло» в свое время было написано письмо величайшими светочами народа Израиля – о том, что ничего хорошего от этого ждать не стоит. Безусловно, мы не претендуем на то, чтобы знать все причины Интифады. Более того, добавлю к Вашим словам, что она началась после того, как тогдашний премьер-министр Эхуд Барак провозгласил так называемую светскую (антирелигиозную) революцию.

Нет никакого сомнения в том, что Интифада была запланирована нашими ненавистниками. Более того, мы читаем в Пасхальной Агаде, что в каждом поколении восстают те, кто пытается нас уничтожить, и Всевышний спасает народ Израиля из их рук.

Вернемся к Вашему вопросу. Обратите внимание на происходящее в последнее время. Мы видим взрыв ненависти по отношению к нам не со стороны отдельных террористов, а от всех ишмаэлитов. Я живу на Святой Земле уже 41 год, и мне приходилось (в армии) патрулировать так называемые «территории». Во время беспорядков я видел летящие камни и погром в Маарат а-Махпела 38 лет назад. Однако предыдущая интифада была именно необычайным по силе взрывом ненависти, а не просто запланированным актом. Они планируют много злодейств, но Всевышний спасает нас из их рук так, что мы даже не узнаем об этих чудовищных планах. Я утверждал только одну вещь: искрой, которая взорвала эту бочку с порохом, послужило нарушение святости Храмовой Горы. Это стало причиной обвинения Свыше, и оно проявилось в силах, которые получил арабский Сатан.

Сказано в Торе (Дварим, 32:4): הַצּוּר תָּמִים פָּעֳלוֹ, «Правление Всевышнего – цельное». Объяснить это несложно. Всевышний учитывает в своем правлении все предыдущие поступки людей (и за них нас судят), а также – последствия принятого Свыше постановления. Однако есть ситуации, когда что-то одно перевешивает, и наши мудрецы называют именно это причиной трагедии. Об этом говорится в трактате Гитин (55б), что из-за Камцы и Бар-Камцы был разрушен Иерусалим, из-за петуха и курицы был разрушен Ар а-Мелех, из-за оси кареты был разрушен Бейтар.

Спасибо за внимание, Игаль Полищук.

P.S. В силу большой занятости и отсутствия времени крайне тяжело реагировать на замечания.
Спрашивает: Моше
На разных ресурсах пишут, что финансовые затруднения России предсказаны разными (лже?) пророками. А есть ли о России что-нибудь у еврейских пророков?
Прямым текстом нигде не сказано в Торе или пророках о финансовом кризисе в России. При этом, несомненно, что в каком-то месте в Торе есть на это намек, ведь Виленский Гаон в комментарии на «Сифра де-Цниута» пишет, что в Торе есть намек на все, что произойдет в мире.


Однако нам не стоит заниматься спекуляциями и искать какие-то пространные (и мнимые) намеки. Для того чтобы понимать намеки Торы, нужно ее знать на высочайшем уровне.
Спрашивает: Вадим
Скажите, рав, я вот слышал, что в святых книгах сказано, что зима 2015 года будет в Израиле снежной. Так ли это?
Уважаемый Вадим!


Рав Элияу Шапира в своей знаменитой книге «Элия Раба» (глава 685) пишет, что слово Ваигаш («и подошел») в Торе намекает на то, что тот год, в котором 3 число месяца Шват выпадает на пятницу, будет холодным и снежным. Каким образом? Рав Элияу Шапира объясняет, что ваигаш – это аббревиатура: Вав (пятница), Ийе (будет), Гимель (третье), Шват. Теперь прочтем эту аббревиатуру наоборот: Шелег (снег), Гадоль (большой), Бэ-ото хореф (в ту зиму).


В 2015-ом году третье Швата (23 января) приходится на пятницу. А это может намекать на то, что зима 2015 в Иерусалиме будет снежной и холодной.
Спрашивает: Михаил
Разрешает ли алаха еврейское восхождение на Храмовую Гору в наши дни?
Еврейский закон однозначно запрещает восхождение на Храмовую Гору в наши дни. И так постановили все великие законоучители нашего времени: рав Шломо Залман Ойербах, рав Йосеф Шалом Эльяшив, рав Нисим Карелиц, рав Шмуэль Вознер, рав Овадья Йосеф и многие другие.


Приведем вкратце основные причины запрета.


1. Запрещен вход на территорию азара тому, кто нечист из-за нечистоты мертвого. Наказание за нарушение этого запрета велико – карет (отсечение души). Очиститься от нечистоты мертвого в наши дни невозможно, поскольку для этого необходим пепел красной коровы, которого у нас нет (и который в наши дни нет возможности приготовить).


Не вся территория Храмовой Горы считается территорией азары, однако мы не знаем точно, где границы этой территории, и потому следует опасаться в любом месте.


2. Даже если бы относительно какой-то территории мы могли точно знать, что это не территория азары, есть запрет входить в это место тому, у кого было семяизвержение. Конечно же, он может очиститься от этой нечистоты, погрузившись в микву. Но это погружение требует знания многих непростых деталей, которые к тому же не так легко выполнить.


С женщинами дело обстоит еще сложнее, поскольку после того, как у женщины была менструация, ей запрещено заходить на Храмовую Гору. Полностью очиститься от этой нечистоты во многих случаях (это зависит от вопроса, какая менструация у нее была) в наше время нет возможности (поскольку, кроме погружения в микву, для этого нужно принести жертвоприношение).


3. Есть дополнительные законы, с которыми столкнется поднимающийся. К примеру, запрет заходить на Храмовую Гору в обуви. Также запрещено, чтобы у человека было что-то в карманах и т.п.


4. Когда на Храмовую Гору поднимаются евреи, которые утверждают, что заходят только в место, которое, по их мнению, точно не азара, и которые, по их утверждению, очистились от нечистоты и соблюдают все законы восхождения, – это приводит к тому, что подниматься на Храмовую Гору будут и такие евреи, которые не будут соблюдать все эти законы, и тем самым, не дай Б-г, нарушат множество запретов.


5. Поднимаясь в наше время на Храмовую Гору, еврей подвергает себя, а также других евреев (из-за беспорядков, которые могут произойти вследствие этого восхождения), опасности со стороны арабов.


Стоит напомнить, что так называемая вторая интифада, унесшая множество еврейских жизней (не считая раненных и покалеченных) началась с восхождения на Храмовую Гору израильского политика Ариэля Шарона. Следствием тех печальных событий, среди прочего, стало изгнание еврейских поселенцев из Гуш Катифа, причинившее огромный ущерб и боль нашему народу.
 
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее