X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
09:26
23
08
2017

Вопросы раввину

Спрашивает: Александр
У всех народов принадлежность к этому народу передается через отца, у евреев тоже так было, но потом при даровании Торы изменилось и стало передаваться по матери, почему так произошло?
Вы задали очень любопытный вопрос! Действительно, мудрецы французской школы (Раши, Тосафот) считают, что это изменение произошло с дарованием Торы. Однако Рамбан в комментарии на недельную главу Эмор им оппонирует и утверждает, что формирование еврейского народа началось с нашего праотца Авраама, и с тех пор мы называемся народом Израиля и не смешиваемся с другими народами. В качестве доказательства он приводит мнение Талмуда, что Эсава называют отрекшимся от веры евреем. Рамбан делает вывод, что и до дарования Торы родившийся у еврейки ребенок являлся евреем, потому что еврейская женщина – «очищающая миква Израиля».

Талмуд в трактате Кидушин (68б) учит из сказанного в недельной главе Ваэтханан («И не роднись с ними: дочери твоей не давай его сыну, и его дочери не бери для сына твоего. Ибо отвратит сына твоего от (следования) за Мною и т.д.»), что родившийся у еврейской женщины ребенок от нееврея является евреем, потому что Тора называет его «твоим сыном». Но, несмотря на это, он теряет свою родословную по отцовской линии, как это следует из того же места в Талмуде. Правило гласит: если не было преступной связи, тогда ребенок определяется по отцу (например, принадлежность к определенному колену), но если связь была преступной, тогда принадлежность ребенка определяется и по матери. Получается, что и у народа Израиля в нормальном случае принадлежность ребенка определяется по отцу.

В свете сказанного смею высказать предположение: на самом деле и у нашего народа, и у народов мира национальность (у народа Израиля – принадлежность к определенному колену) идет по отцу. При этом нужно помнить, что у народов мира нет запрета жениться между собой. После дарования Торы, а по Рамбану – начиная с Авраама, еврейская женщина получила особенный статус – «очищающая миква Израиля», поэтому родившийся у нее ребенок от нееврея является евреем.
Спрашивает: Леонид
Я живу в Германии. Мы 9 мая всегда ходим на мемориал и возлагаем цветы Советским солдатам. 9 мая в этом году выпало на субботу, и мы не знаем, что делать. Помогите советом.
Уважаемый Леонид!

Мне кажется, что в каждом предмете нужно постараться понять его внутреннее содержание, а не ограничиваться его поверхностными аспектами. Поясню, что я имею в виду под этим высказыванием.

Фельдмаршал Кейтель действительно подписал капитуляцию Германии поздно вечером 8‑го мая, и день 9-го мая стал Днем победы. Нет никаких сомнений, что для тех, кто прошел или пережил войну, этот день стал одновременно днем величайшей радости, связанной с окончанием страшной войны, и величайшей скорби из-за чудовищных трагедий, которые принесла та война. Это особенно верно в отношении нас, евреев.

Я не сомневаюсь, что, как потомки участников войны, жертв концлагерей, тех, кто самоотверженно боролся с гитлеризмом в тылу, мы обязаны помнить этот день. Тем не менее нужно сказать, что этот день не был переломным или решающим моментом борьбы против фашистов. Известно, что бои продолжались и после 9 мая, так как некоторые части германской армии не приняли капитуляцию и продолжали сражаться. Многие тысячи узников концлагерей умерли после Дня победы. Поэтому 9 мая – это всего лишь символ победы, которая досталась ценой неимоверных жертв и страданий.

Нельзя забывать и о более глубоком значении происходящего. Едва ли не основной целью Гитлера (да сотрется имя злодея!) было уничтожение еврейского народа. Уничтожение еврейской религии было особенно важно для диктатора. Известно, что нацисты особенно изощренно издевались над людьми в типичной еврейской одежде, над евреями, облаченными в талит и тфилин. Поэтому тот факт, что еврейский народ продолжает существовать – это одно из важнейших свидетельств провала Гитлера и победы над ним. Тем более это верно в отношении тех евреев, у которых, несмотря на все трагедии, которые постигли еврейский народ в те годы, осталось еврейское самосознание, и которые продолжали соблюдать то, что заповедовала Тора (ненавидимая всеми антисемитами, в том числе нацистами). Поэтому я считаю, что, выполнив заповедь Торы и не нарушив Шаббат, вы окажете наибольший почет советским солдатам. Кроме того, можно почтить память солдат, не нарушив Шаббат, например, произнести Теилим за возвышения их души.
Спрашивает: Екатерина
Объясните, пожалуйста, что значит «перевоплощение», «предыдущее воплощение». Я совсем недавно открыла для себя ваш чудесный сайт, и несколько раз встретила это понятие. Может быть, вы могли бы посоветовать, где я могу прочитать об этом?
Уважаемая Екатерина!

«Перевоплощение» или «реинкарнация» это каббалистическое понятие, описывающее состояние, в котором душа умершего человека после ее вознесения на Небеса (духовный мир) возвращается в материальный мир и вселяется в другое тело, например, в качестве наказания, ради восполнения пробелов, имевших место в прошлой жизни и нарушающих цельность исправления этой души. Об этом говорится в книге Зоар (гл. Хаей Сара, Ваешев, Итро, Мишпатим), а также широко освящено в книге «Шаар а-Гилгулим» («Врата Перевоплощений») Аризаля. Всевышний создал этот мир во имя полного исправления. В этом выражается Его абсолютная власть над миром. Человек состоит из души и тела. Душа обладает свободой выбора и несет ответственность за все поступки, которые человек совершил при жизни. После смерти она возносится в Духовный Мир, где она предстает перед Небесным судом и отвечает за все совершенное. Мудрецами приводятся несколько причин, по которым душу вновь возвращают в этот мир:

Наказание за определенные грехи (поскольку душа очень страдает от того, что она покидает духовный мир). В этом случае, в соответствии с серьезностью греха, душа может вернуться в этот мир не обязательно в облике человека (может вселиться в животное, растение либо неодушевленный предмет).

Для исправления определенного греха. Например, тот, кто украл, вернется ради того, чтобы вернуть украденное. В таком случает и тот, у кого было украдено, также будет вынужден вернуться в этот мир для того, чтобы дать возможность укравшему вернуть украденное (Виленский Гаон в комментарии к книге «Мишлей»)
Во имя исполнения того предназначения, ради которого душа пришла в этот мир.

Рад других людей – направить их и наставить на путь исправления.

Если в предыдущем воплощении мужчина не удостоился жениться на предназначенной ему женщине, они оба возвращаются в мир для того, чтобы пожениться.

Аризаль приводит много примеров реинкарнации, а также примеры грехов, из-за которых душа вселяется определенным образом. Например, злословие может привести к тому, что душа совершившего это грех вселяется в камень. Известный пример реинкарнации – рабби Акива. Это душа Зимри бен Салу, который был великим знатоком Торы, но его подвел грех с мидьянской принцессой. Он был возвращен в тело невежды, которого привела к Торе женщина, чем был исправлен его грех. Зимри привел к греху 24 тысячи евреев, а их души воплотились в учеников рабби Акивы, которых тоже было 24 тысячи, и их скоропостижная смерть являлась частью искупления их греха в первом воплощении.

Сегодня нет новых душ. Мы все пришли в этот мир во имя исполнения своего предназначения. Когда был жив Аризаль, он мог сказать каждому, в чем причина его возвращения в этот мир. Также и сегодня у человека есть возможность узнать, что является его исправлением, и на что надо обратить особое внимание. Виленский Гаон в комментарии к книге Йоны пишет, что если человек чувствует особенную трудность исполнить какую-либо заповедь или воздержаться от определенного греха, это верный знак, что именно ради исправления этого он вернулся в этот мир. Верно также и обратное – если человек чувствует, что у него есть особенная тяга исполнить определенную заповедь, это тоже может означать, что ради этой заповеди он вернулся. Поэтому мудрецы в Талмуде в трактате Авода Зара отметили, что человеку следует изучать те части Торы, к которым его влечет сердце.

А самое главное в понимании нашего предназначения – это изучение Торы. В ней Всевышний выразил Свою волю.

К сожалению, мне не известна литература на русском языке по этой теме.

Да поможет нам Б-г исполнить свое предназначение!
Спрашивает: Шломо
Можно ли просить Всевышнего о скорейшем и явном наказании врагов еврейского народа, в частности, террористов? Или получится, что мы указываем Творцу, как управлять миром, и какие Его действия должны быть скрытыми, а какие – очевидными
Несомненно, можно так поступать. Мы знаем, что царь Давид просил об этом (Теилим, 79:6): «Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые не призывают имени Твоего». А в другом месте сказал царь Давид (Теилим, 137:7-8): «Припомни, Г-споди, день (разрушения) Иерусалима сынам Эдома, говорившим: разрушайте, разрушайте до основания его. Дочь Вавилона, (обреченная) на разрушение! Счастлив тот, кто воздаст тебе по заслугам за то, что ты сделала нам».

До тех пор, пока не будут наказаны враги нашего народа, в мире царит хилуль а-Шем (осквернение имени Творца), ведь враги еврейского народа – враги Всевышнего, так как наш народ – народ Г-спода. Своими молитвами мы должны показать, что нам больно такое положение, и мы желаем, чтобы осквернение Его имени прекратилось. Поэтому эти молитвы не считаются указанием Г-споду, что делать.

При этом важно помнить слова Зоара, что о грешниках (как из еврейского народа, так и из других народов), следует молиться, чтобы они раскаялись в своих делах и перестали грешить, чтобы не быть уничтоженными. Грешники – творения Творца, а Ему больно, когда Его творения уничтожаются, как мы видим из истории, описанной в книге Йоны. И так говорят наши мудрецы (Мегила, 10б): «Всевышний не рад падению грешников». И по этой причине, утверждает Талмуд, Всевышний не согласился, чтобы ангелы пели Ему песнь прославления во время рассечения моря: «Деяния рук моих тонут в море (имеются в виду египтяне, которые утонули, когда воды моря сомкнулись), а вы поете песнь?»
Спрашивает: Хана
В связи с подготовкой к празднику Песах возник следующий вопрос. Как сочетается покупка новой посуды, плиты, мелкой бытовой техники и пр. для использования ее в праздник Песах многие годы (и это планирование на долгие годы) с заповедью постоянно ожидать прихода Машиаха? Или и после прихода Машиаха нам понадобится вся пасхальная посуда?
Уважаемая Хана! Вы, несомненно, правы. И после прихода Машиаха нам понадобится пасхальная посуда.

В любом случае то, что человек делает что-то или совершает какую-то покупку на долгие годы – даже если после прихода Машиаха это ему не понадобится – не противоречит обязанности ждать Машиаха. Человек должен надеяться, что Машиах придет как можно быстрее, но он ведь не знает, когда тот придет.
 
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее