X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
03:52
23
05
2018
Текстовые уроки
Вернуться на предыдущую страницу

Недельная глава "Микец"

Добавлено: 29.11.2013
Тема: Хумаш

В мидраше на эту главу (приведено в Раши, Брейшит 40:23) толкуется стих (Теилим 40:5): «счастлив человек, который возложил на Творца своё упование» - это Йосеф. «И не обратится с просьбой к гордецам», т.е. к египтянам, называемыми гордецами, - так как из-за того, что доверился старшему над виночерпиями, сказав (Брейшит 40:14): «когда вспомнишь меня с собой, когда будет тебе хорошо, то сделай,пожалуйста, со мной милость, упомяни обо мне Паро, и тем самым выведешь меня из дома этого»,- было добавлено ему Творцом два года, которые он провёл в темнице. Поскольку «не вспомнил старший над виночерпиями Йосефа, и забыл он его»(Брейшит 40:23).

Бейт-аЛеви поясняетэтот мидраш так. Тора разрешила человеку прилагать усилия и старания для своих физических нужд. Как сказано:«и благословит тебя во всем, что сделаешь», и ещё сказано:«и соберешь урожай твой и вино твоё…». И, по мнению раби Ишмаэля (трактат Брахот 35), здесь дано разрешение человеку, заниматься своими физическими нуждами. И смысл заключается в том, что правилом для еврея должно быть спокойствие и уверенность в Б-ге, так как именно в этом проявляется качество «упования на Б-га» – в спокойствии сердца и духа: возложить на Всевышнего то, что зависит от него и то, что он даёт, и не беспокоиться об этом. И вместе с тем, Тора разрешила человеку прилагать усилия для того, чтобы, к примеру, заработать или получить что-либо. И это потому, что не каждый человек может достичь такой высокой ступени – полного упования на Творца, поэтому разрешено прикладывать усилия, чтобы это было помощью и подспорьем для достижения качества упования, и для этого нужно, чтобы был у человека бизнес или ремесло, для облегчения достижения этого качества. Точно также, как мы находим во всех областях Торы, что  разрешается в некоторых случаях, чтобы было у человека средство и помощь для достижения необходимой ступени. Как сказано: пусть всегда занимается человек Торой и заповедями, даже не ради них самих, поскольку занимаясь ими не во имя них, придет, в конце концов, к тому, что будет заниматься ими во имя них самих.Разрешено «не во имя», чтобы прийти к высшей ступении заниматься  – «во имя».

Поэтому разрешенный объём предпринимаемых усилий не одинаков для всех: у каждого он соответствует его достоинству и достигнутой ступени упования. Тот, кто может достичь упования, небольшим трудом, если же предпримет много усилий –  это посчитается для него преступлением против качества упования, так как чрезмерностарался, и не полагался на Творца. Тот же, у кого относительно маленькое упование, может трудиться больше, чем другой, до тех пор, пока и он, не будет спокоен и уверен в Творце. Тот же, кто прилагает чрезмерные усилия, наказывается Всесильным тем, что теперь, для достижения результата ему понадобиться больше усилий, и заработает, только приложив много физических усилий – путь выбранный им самим.

Старание Йосефа, сказавшего старшему виночерпию:«упомяни обо мне», очень маленькое и слабое усилие, которое можно представить.Во-первых, это всего лишь речь, а не действие. Во-вторых,Йосеф понимал, что единственная цель, из-за которой попал виночерпий в тюрьму и его сон были для того, чтобы в будущем вышло из этого спасение для него. В-третьих, возможно  первая фраза «когда вспомнишь меня» - не было просьбой, а предсказанием, что виночерпий упомянет о нем Фараону.Однако из следствия мы видим, насколько велика была степень упования Йосефа.Он был наказан двумя годами заключения, из-за дважды повторенной фразыупомянуть о нем. И поскольку мы видим, что он был наказан даже за это, отсюда мы заключаем, что настолько была велика его ступень, что даже это малое – излишним посчитано для него. И из наказания видна степень упования, которую невозможно представить. И это то, что сказано: «счастлив человек, который возложил на Творца своё упование» - это Йосеф, «и не обратится с просьбой к гордецам» - из-за своего величия не должен был бы обратиться к человеку, даже с оттенком просьбы.

 Пример этой идеи, находим в начале нашей главы: «и было по окончанию двух лет, и Паро приснился сон…». Сказано в мидраше, это то, очём говорит стих: «тьме границу возложил» - границу возложил для Йосефа, сколько тот должен  пребывать в заключении, и поскольку подошло окончание этого срока, поэтому «Паро приснился сон».

Бейт-аЛеви поясняет сказанное в мидраше так. У любой вещи в мире есть причина и следствие. Например, если кто-то купил товар и много на нём заработал. В соответствии с человеческим разумом приобретение товара послужило причиной, приведшей к следствию: заработку. Однако, на самом деле это ошибка, и не эта причина привела к этому следствию. На самом деле, на Небе было решено, что он должен заработать, это привело к тому, что он купил определенный товар. Получается, что прибыль – это причина, а покупка товара – следствие, для того чтобы с помощью него, привести к желаемому результату. Здесь также, в соответствии с пониманием разума, причина – сон Паро, которая привела к следствию – выход Йосефа из заключения. Но на самом деле, ровно наоборот, настоящей причиной было то, что пришло время, выйти Йосефу на свободу, и из-за этого вышло, что Паро увидел сон, который необходимо было истолковать. Освобождение Йосефа – причина, а сон Паро – следствие. И это то, что сказано в стихе:  «и было по окончанию двух лет», когда завершилось время Йосефа, «и Паро приснился сон…», так как это причина, из-за которой Паро увидел сон. И это то, что приводит  мидраш стих: «тьме границу возложил» - границу возложил для Йосефа, сколько тот должен  пребывать в заключении, и поскольку подошло окончание этого срока, поэтому «Паро приснился сон».

И ещё один аспект упования на Всевышнего, подчеркивает Бейт-аЛеви, основываясь на сказанном, в продолжении этой главы. Когда Паро пересказывает свой сон Йосефу (Брейшит 41:19), при описании истощённых коров, он использовал слово «далот» - бедные, которое можно понять в переносном смысле как истощенные. Однако, ни в описании сна приснившегося Паро, и ни в разгадке сна Йосефом, не употребляется это слово. Из этого заключает Бейт-аЛеви, что это слово специально использовал Паро, чтобы проверить Йосефа: поймет ли он или нет. Поэтому Йосеф при разгадке не использовал это слово, поскольку не видел Паро этого во сне. Из этого, по мнению Бейт-аЛеви, сделал вывод Паро о том, что дух Пресвятого говорит в Йосефе. Но сам Йосеф, понимал, что, во-первых, Паро хочет его ввести в заблуждение. Однако он также понимал, что то,что Паро хочет ввести его в заблуждение, является знамением с Неба, с помощью которого можно разгадать сон. То есть именно в том, чем Паро хотел ввести его в заблуждение, находится ключ к разгадке сна. Йосеф, в отличие от египетских волхвов понял, что сон касается урожая. А понял он это из слова «далот» - бедные, использованное Паро. Дело в том, что слово бедные, на святом языке, используется по отношению к урожаю – бедный урожай. (И, несмотря на то, что Паро говорил с ним по-египетски, а не на святом языке, на котором написана Тора, тем не менее, он использовал слово, означающее тоже самое, что и на святом языке, так, как это описывается в Торе). И из этого, нужно извлечь урок, и понять, насколько должен человек полагаться на Всевышнего, до такой степени, что хотя он видит, что товарищ хочет причинить ему зло, однако так же и это от Б-га, желающего сделать ему добро. Таким образом, что на уровне человеческих отношений, товарищ хочет причинить ему зло, но на другом уровне, Всевышний хочет через это самое, сделать ему добро. Так же  Йосеф сказал и братьям (Брейшит 50:20):«Вы замышляли против меня зло, а Б-г замыслил это к добру, для того, чтобы сделать то, что происходит сейчас: дать жизнь народу многочисленному».

 
 
Темы:
Авторы:
Р.Пинхас Гольдшмидт (14)Р. Шмуэль Файнштейн (2)Р. Лейб Гельфанд (9)Р. Элиягу Тавгер (4)Р. Моше Лебель (5)Р. Элияу Нахман Вугенфирер (56)Р. Шимон Левин (1)Р. Мордехай Кульвянский (3)Р. Гавриэль Фельдман (1)Р. Бен Цион Меламед (10)Р. Цви Патлас (2)Р. Бен Цион Зильбер (19)Р. Элияу Левин (6)Р. Захарья Матитьяу (1)Р. Моше Пантелят (3)Р. Моше Шапиро (1)Р. Ашер Вайс (10)Р. Ицхак Цви Ушинский (1)Р. Шимон Соскин (9)Р. Берл Вайн (1)Р. Александр Айзенштат (12)Толдот Ешурун (12)Биркат Ицхак (14)Беерот Ицхак (24)Р. Реувен Пятигорский (1)Р. Ицхак Зильбер (1)Р. Игаль Полищук (7)Р. Яков Доктор (1)Р. Яков Типограф (8)Р. Яковов-Йехезкель Позен (36)Р. Лейб Нахман Злотник (5)Р. Нахум Шатхин (7)Р. Шимшон Довид Пинкус (2)Р. Элханан Буним Вассерман (2)Р. Исраэль Зельман (28)Р. Хаим Фридлендер (1)Р. Гершон Эдельштейн (1)Саба из Новардока (23)Р. Симха Коэн (24)Р. Бенцион Тавгер (11)Р. Пинхас Элияу Горовиц (1)Р. Сендер Урицкий (1)Р. Мендель Агранович (1)Р. Уриэль Зильбигер (1)Р. Меир Фукс (1)Р. Моше Кордоверо (11)Р. Йехиэль Якобзон (6)Р. Келонимус Калмиш Шапиро (8)Р. Шнеур Залман из Ляд (1)Р. Шалом Ноах Березовский (1)
Еще
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее