X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
22:13
26
04
2018
Текстовые уроки
Вернуться на предыдущую страницу

Хасидут
Сокровища хасидской мысли

Добавлено: 22.06.2015
Тема: Хасидут

1. Великое правило в служении Б-гу, определяющее величие праведника: несравнимо служение еврея в радости со служением без нее, тем более – в печали или депрессии (да упасет нас Милосердный!), которые неугодны Всевышнему. Сказано о причине изгнания (Дварим, 28): «за то, что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, в радости». Ты служил Б-гу, но без радости, подобно неверному рабу, который исполняет приказ царя, но вынужденно, из-под палки. Служба его, даже безупречная, неугодна господину. Но сын царя или верный раб его счастлив, когда представляется ему случай исполнить государеву волю, как сказал царь Давид (Теилим, 119): «Радуюсь я словам Твоим, как обретший великую добычу». Так саба кадиша из Слонима (основатель слонимской хасидской династии – рав Авраам Вайнберг) пояснял молитву в день суда Рош а-Шана: «Сегодня предстанут перед судом Его все создания миров – как сыновья или как рабы». Всевышний судит каждого, служил ли он Ему как сын – в радости и наслаждении, или как раб – по принуждению.

Так же говорят о стихе (Коэлет, 11): «Радуйся, отрок, в молодости своей… но знай, что за все это приведет тебя Б-г на суд». За то, радовался ты или нет, приведет тебя Б-г на суд.

В книге «Бэер Авраам» (рава Авраама Вайнберга, основателя слонимского двора) приводятся слова Аризаля («Шаар а-Каванот»): «Нельзя молиться удрученным. Душа того, кто молится так, не может воспринять Высший свет, изливаемый на него во время молитвы. Пусть будет молитва человека в радости необычайной и великой, насколько это возможно. Это подобно рабу, который служит господину в радости, ведь если он служит в печали, его служение отвратительно господину. И без преувеличения можно сказать, что достижение цельности служения и духа святости главным образом обусловлено этим (радостью), как во время молитвы, так и во время исполнения любых других заповедей».

Приводится там также от имени автора книги «При а-Арец» (рав Менахем Мендел из Витебска, один из основоположников хасидского движения в Земле Израиля, да защитят нас его заслуги): тому, кто желает укрепиться в служении Всевышнему, следует всегда пробуждать радость в своей душе.

И говорится в святых книгах, что радость, хотя и не является в буквальном смысле одной из заповедей Торы, приводит ко всем заповедям, а печаль, хоть и не грех сама по себе, ведет ко всем грехам. Врата в чертоги святости – радость, а в обитель тумы иситра ахра («другой стороны», сил зла) – печаль. Наш учитель из Кобрина (рав Моше из Кобрина – наставник первого адмора из Слонима) однажды, во время большой беды сказал своим хасидам: «Если укрепитесь вы и будете в радости, я обещаю, что вы переживете с миром все невзгоды, а если, не дай Б-г, будете в печали, кто знает, чем все закончится …»

Радость подслащает (т.е. обращает) милосердием качество суда. Как говорят наши святые учителя о словах (Йешаяу, 55): «Ибо в радости выйдете, и с миром будут вести вас», – благодаря радости выйдете вы из всех тяжелых обстоятельств, в которых находитесь, и с миром радость поведет вас к совершенному благу…

…Особенно большое значение качеству радости придавал саба кадиша из Слонима. Вот что говорит он («Беэр Авраам», Ликутей Шошаним, 4): «Качество радости того, кто рад своему уделу, – качество общее. [Слова адмора в другом месте. Общее – то есть не одно из частных качеств, подобно другим, но качество, объемлющее всего человека, изменяющее его сущность. Так что человек радостный и человек печальный отличаются друг от друга всей своей сущностью.]

Удивительное творит радость в сердце человека, одаряя его этим миром и миром Грядущим. Благодаря ней удостоится он кротости и смирения, и Всевышний, благословен Он, приближает его к Себе, и мудрецы также довольны им. Очистится он от пустого воображения и спасется от гордыни и т.д. Удостоится он света заповедей и света Шаббата, и полюбит он любящих Б-га товарищей своих, и полюбит также весь Израиль. Тем спасется от гневливости и придирчивости, будет готов поступиться своими претензиями и удостоится обратиться к Б-гу в любви».

Из этих святых слов видно, что радость служит ключом ко всем вратам святости и духовного роста. Перед тем, кто служит Б-гу в радости, кто рад своему уделу, открывают все врата святости и врата (Высшего духовного) света.

2. Прежде, чем перейти к объяснению того, как достичь ступени радости, нам следует определить, в чем ее сущность. Ведь, в соответствии со сказанным о достоинствах радости и о том, что она служит ключом ко всем вратам святости, несомненно, радость не является тем, что принято обычно понимать под этим словом. Принято думать, что радость зависит от настроения, что человек радуется, когда есть видимый повод. Однако не к подобной радости относятся все вышеописанные достоинства возвышенного качества.

Радость – особое постижение, особый путь и взгляд на жизнь, источник которого – глубокое размышление. Такая радость возможна во всех ситуациях и условиях, безотносительно к тому, есть ли внешний повод или нет, и в каком настроении человек.

Источник радости – в осознании евреем, что его ведет Творец, благословен Он. Радость – в глубоком ощущении того, что Всевышний – Отец милосердный, верный и преданный ему, заботящийся всегда о его благе. Все правление Его – во благо человека. Осознает и ощущает он это или не понимает, что это благо его? Человек должен быть исполнен чистой верой, что все деяния Его – к добру. И поэтому качество радости настолько возвышенно, что говорится («Торат Авот»): когда еврей принимает с радостью все, что вершит с ним Творец – то и Всевышний, мерой за меру, принимает с любовью дела человек, даже если в чем-то они небезупречны.

Достигнув ясности этого ощущения, еврей даже в несчастье и в горе ощущает слова Писания (Теилим, 91): «С ними Я в беде». Во всем, что бы ни происходило с ним, даже если падет со своей ступени, утратит ясность постижения разума и сердца – ощущает он близость Б-га, ибо с ним Он, Благословенный, в беде душевной. Человек не чувствует себя одиноким, в каком бы положении ни находился: «Даже если пойду долиной тьмы, не устрашусь зла, ибо Ты со мной».

Тот, кто ощущает, что Всевышний всегда с ним и что только от Него исходило, исходит и будет исходить все происходящее, – всегда пребывает в радости. Это качество приносит человеку наибольшее счастье в жизни, как в делах его в отношении Творца, так и в отношении других людей и в отношении самого себя. Насколько недостает этого тому, кто печален! Насколько далек он от Всевышнего и тяжел для друзей и родных, даже для самых близких. Все дни его горьки, даже субботы и праздники.

Эта глубокая радость и сама служит источником нового света. Обладающий ею удостоится Б-жественного света в еврейской душе, истинного ощущения своей близости к Б-гу. «И когда пребуду во тьме, Г-сподь – свет мой». Человек ощущает наслаждение любви к Нему, Благословен Он, в сравнении с которым ничтожны все наслаждения мира, так что сердце и плоть его воспоют Б-гу живому: «возликуем и возрадуемся с Тобой».

3. [Отрывок из другого места] Следует понять, в чем сущность радости. Многие ошибочно полагают, что радость зависит от ощущений и настроения. Спрашивается, если так, что же делать тому, кто не рад? Как радоваться ему? Не самообман ли – радоваться, когда радоваться нечему – ни в духовном, ни в материальном? Но подлинная радость – это ощущение радости от своего удела. Источник ее в том, чтобы испытывать удовлетворение правлением Творца, веруя полной верой в то, что все, что творит Милосердный – к добру. Эта вера приносит человеку совершенное удовлетворение. Это подобно сыну, который знает, что отец предан ему всем сердцем. Который, и понимая смысл происходящего, и не понимая, уверен, что все, что делает отец – для блага сына. Чем крепче укоренена в сердце еврея вера, тем более рад он и счастлив от ощущения, что он – под сенью провидения Отца своего небесного. Смысл же выражения «рад своему уделу» можно понять из слов Писания: «Ибо удел Г-спода – народ Его, Яаков – надел Его». Еврей рад тому, что с ним пребывает «частица Б-га» и «Удел мой – Г-сподь, – сказала душа моя». Ибо поэтому над ним всегда сень Высшего Провидения. И, если так, путем правильного размышления доступно каждому еврея радоваться своему уделу и достичь качества радости.

Перевод – рав М. Гафт

Материал любезно предоставлен сайтом - http://www.beerot.ru

 
 
Темы:
Авторы:
Р.Пинхас Гольдшмидт (14)Р. Шмуэль Файнштейн (2)Р. Лейб Гельфанд (9)Р. Элиягу Тавгер (4)Р. Моше Лебель (5)Р. Элияу Нахман Вугенфирер (56)Р. Шимон Левин (1)Р. Мордехай Кульвянский (3)Р. Гавриэль Фельдман (1)Р. Бен Цион Меламед (10)Р. Цви Патлас (2)Р. Бен Цион Зильбер (19)Р. Элияу Левин (6)Р. Захарья Матитьяу (1)Р. Моше Пантелят (3)Р. Моше Шапиро (1)Р. Ашер Вайс (10)Р. Ицхак Цви Ушинский (1)Р. Шимон Соскин (9)Р. Берл Вайн (1)Р. Александр Айзенштат (12)Толдот Ешурун (12)Биркат Ицхак (14)Беерот Ицхак (24)Р. Реувен Пятигорский (1)Р. Ицхак Зильбер (1)Р. Игаль Полищук (7)Р. Яков Доктор (1)Р. Яков Типограф (8)Р. Яковов-Йехезкель Позен (36)Р. Лейб Нахман Злотник (5)Р. Нахум Шатхин (7)Р. Шимшон Довид Пинкус (2)Р. Элханан Буним Вассерман (2)Р. Исраэль Зельман (28)Р. Хаим Фридлендер (1)Р. Гершон Эдельштейн (1)Саба из Новардока (23)Р. Симха Коэн (24)Р. Бенцион Тавгер (11)Р. Пинхас Элияу Горовиц (1)Р. Сендер Урицкий (1)Р. Мендель Агранович (1)Р. Уриэль Зильбигер (1)Р. Меир Фукс (1)Р. Моше Кордоверо (11)Р. Йехиэль Якобзон (6)Р. Келонимус Калмиш Шапиро (8)Р. Шнеур Залман из Ляд (1)Р. Шалом Ноах Березовский (1)
Еще
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее