X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
03:56
23
05
2018
Текстовые уроки
Вернуться на предыдущую страницу

Недельная глава "Ваешев"

Добавлено: 22.11.2013
Тема: Хумаш

О первом сне Йосефа сказано (Брейшит 37:8): «и стали ещё больше ненавидеть его, из-за слов его, и из-за снов его».

Поясняет Бейт-аЛеви, что здесь использовано слово ненависть, которая добавилась у братьев по отношению к Йосефу. О втором сне сказано: «И позавидовали ему братья». Писание разделило их, в первом была ненависть, а во втором – зависть. И это потому, что в первом сне было сказано ему, что он будет более великим, чем братья, в богатстве и удачливее в этом мире, а братья будут нуждаться в нём для хлеба и заработка. Именно поэтому было показан ему  сон, связанный с урожаем: они вязали снопы, и сноп его встал, а их снопы поклонились его снопу. И это указывает на заработок и пропитание, что они будут нуждаться в нём. Но во втором сне, было показано его превосходство в духовных вопросах. Как указывают на это события, произошедшие во сне. Солнце, луна, и одиннадцать звёзд, поклонились ему. Двенадцать звезд служат намеком на порядок управления миром, который управляется при помощи порядка двенадцати знаков зодиака. И он будет центром всех созвездий, вокруг которого они будут вращаться, так как праведник – основа мира. Достоинство богатства и удачливости, являющиеся несомненными достоинствами, тем не менее, не являются достоинствами, прибавляющимися к сущности человека. Так как с помощью них не добавилось никакого достоинства к сущности богатого человека, более чем бедного. Богатство и успех, являются достоинством и превосходством сопутствующим и соседствующим, но по существу, и богатый и бедный,одинаковы. И известна поговорка, которую говорят, отоварище превосходящем в богатстве: пусть мой сейф, стыдится его сейфа, и мой карман – его кармана, но мне нечего стыдится товарища.Однако в достоинствах духовных: Торе и служении – каждый, кто более велик, чем товарищ его, добавляется  достоинство и возвышенность к сущности человека. Так как, более праведный - возвышаетсябольше, и становится человеком другого уровня и качества.Тоже самое касается и изучения Торы. В геморе (трактат Хагига 9) поясняется стих: «и увидите (разницу) между праведником и злодеем, между тем, кто служил Б-гу, и не служившим Ему». «Служащий Б-гу», и «не служащий  Ему» – тоже самое, что и праведник и злодей? Нет, отвечает гемора, и тот и другой абсолютные праведники, только один учил свой отрывок сто раз, а другой сто один раз. И разве из-за одного раза, не достающего ему, называется тем, кто не служил Б-гу? Да, отвечает гемора, и доказывает это, изпроисходящего на рынке погонщиков ослов: за расстояние десять парсот берут один зуз, за одиннадцать парсот – берут двезузы. И так же, как и в примере, погонщики ослов берут двойную плату за превышение обычного расстояния, так и разница между сотней раз изучения и сто одним разом, не просто дополнение к преведущей ступени, а качественно новая ступень, до такой степени, что разница между ними называется «служащий Б-гу», и «не служащий  Ему», причем сравнивается с разницей между праведником и злодеем, следовательно, между ними такая же пропасть, как и между праведником и злодеем.

Поэтому в первом сне сказано: «окружили ваши снопы, и поклонились моему снопу». Не сказано, что поклонились ему, поскольку не увеличилось его достоинство по отношению к ним, но только поклонились снопы их, его снопу, так как и говорится в поговорке, приведённой выше. Но во втором сне, указывающем, на  его превосходство в духовных вопросах, сказано, что одиннадцать звёзд поклонились ему, так как он сам возвысился над ними. Поэтому о первом сне – не сказано о нём, что братья завидовали ему. Поскольку ни один из них не хотел властвовать над другими, и ещё потому, что такие праведники как они, не стали бы завидовать богатству и успеху. Но только возненавидели его за то, что считал, что они будут нуждаться в нём для пропитания, а он будет править ими. Но во втором сне, указывающем на его превосходство в духовных вопросах, не сказано о нем, что возненавидели, а только позавидовали. Так как в таком превосходстве, не применима ненависть, только зависть, из-за его превосходства над ними, причём зависть разрешённая. Как сказано в стихе:«пусть не завидует сердце твоё грешникам, но только Богобоязненности». И ещё, говорится в геморе (Баба Батра 22):«зависть софрим – мудрецов, по отношению друг к другу, увеличивает мудрость».

«И стали ещё больше ненавидеть его, из-за слов его, и из-за снов его». Известно то, что сказали мудрецы: все сны идут вслед за устами – т.е. то, как сон разгадывают, так и происходит. В первом сне, они сделали Йосефу замечание: разве править будешь нами? – и тем самым они разгадали его сон, предложив решение для него. И из-за этого, подумав над тем, что они сделали  - «стали ещё больше ненавидеть его, из-за слов его, и из-за снов его». «Из-за слов его» - из-за того, что он им рассказывает об этом. Поэтому во втором сне, сказано: «И приснился ему другой сон, и рассказал братьям…», и не сказано о том, что они ответили ему, поскольку действительно промолчали и ничего не сказали, чтобы не давать  решение этому сну. А после этого сказано: «и рассказал отцу, и братьям, и укорил  его  отец:… неужелипридем,…чтобы простереться в поклоне тебе до земли?», тем самым, отец сказал разгадку этого сна. И поэтому, братья, увидев это, «позавидовали ему»(37:11), так как испугались исполнения его слов.

И оба сна исполнились полностью. Во-первых,Йосеф стал обладать властью над пищей, поскольку был голод, и все нуждались в нём, и подчинялись ему, так как властвовал над всей экономикой Египта. Однако, братья не поклонились Йосефу, как личности, а как властелину урожая. И это произошло по двум причинам: потому что тогда братья ещё не знали, что это Йосеф, и к тому же преклонялись перед его властью, но не перед личностью.К тому же, в первом сне покланялись снопы братьев, без Якова, и действительно, тогда  они приходили в Египет без Якова. Во втором сне они поклонились самому Йосефу, и действительно, братья поклонились Йосефу, как личности  - носителю царской власти, после того как узнали, что он Йосеф, и в особенности после смерти Якова. Как сказано (Брейшит 50:18): «и упали перед ним». В этом же сне, кроме одиннадцати звёзд, Йосефу поклонилось также и Солнце – т.е. праотец Яков, который тоже поклонился ему, и действительно сказано (Брейшит 48:31): «И простёрся Исраэль в поклоне к изголовью ложа», и поясняет там Раши, (в одном из объяснений), что он поклонился Йосефу как царю.

 
 
Темы:
Авторы:
Р.Пинхас Гольдшмидт (14)Р. Шмуэль Файнштейн (2)Р. Лейб Гельфанд (9)Р. Элиягу Тавгер (4)Р. Моше Лебель (5)Р. Элияу Нахман Вугенфирер (56)Р. Шимон Левин (1)Р. Мордехай Кульвянский (3)Р. Гавриэль Фельдман (1)Р. Бен Цион Меламед (10)Р. Цви Патлас (2)Р. Бен Цион Зильбер (19)Р. Элияу Левин (6)Р. Захарья Матитьяу (1)Р. Моше Пантелят (3)Р. Моше Шапиро (1)Р. Ашер Вайс (10)Р. Ицхак Цви Ушинский (1)Р. Шимон Соскин (9)Р. Берл Вайн (1)Р. Александр Айзенштат (12)Толдот Ешурун (12)Биркат Ицхак (14)Беерот Ицхак (24)Р. Реувен Пятигорский (1)Р. Ицхак Зильбер (1)Р. Игаль Полищук (7)Р. Яков Доктор (1)Р. Яков Типограф (8)Р. Яковов-Йехезкель Позен (36)Р. Лейб Нахман Злотник (5)Р. Нахум Шатхин (7)Р. Шимшон Довид Пинкус (2)Р. Элханан Буним Вассерман (2)Р. Исраэль Зельман (28)Р. Хаим Фридлендер (1)Р. Гершон Эдельштейн (1)Саба из Новардока (23)Р. Симха Коэн (24)Р. Бенцион Тавгер (11)Р. Пинхас Элияу Горовиц (1)Р. Сендер Урицкий (1)Р. Мендель Агранович (1)Р. Уриэль Зильбигер (1)Р. Меир Фукс (1)Р. Моше Кордоверо (11)Р. Йехиэль Якобзон (6)Р. Келонимус Калмиш Шапиро (8)Р. Шнеур Залман из Ляд (1)Р. Шалом Ноах Березовский (1)
Еще
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее