X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
21:59
26
04
2018
Текстовые уроки
Вернуться на предыдущую страницу

Хасидут
Сокровища хасидской мысли

Добавлено: 15.06.2015
Тема: Хасидут

От редакции. К йорцайту великого наставника народа Израиля рава Шнеура Залмана из Ляд мы представляем подборку из писем великого мудреца.

Письмо 15

[Желаю я] научить тебя разумению, ибо свет Г-спода пребудет не на пути, где ищут жизни плотской, и потомства, и пропитания. Ибо об этом сказали мудрецы наши, благословенной памяти: «отмени желание твое [перед волей Его]» (Авот, 2), – то есть отмени желания свои совершенно, чтобы они потеряли реальность. Так чтобы не было у тебя совершенно никаких желаний, связанных с этим миром, все дела которого включены в понятия «жизнь, потомство и пропитание». И как сказано мудрецами нашими, «помимо своей воли ты живешь» (Авот, 4).

Постичь это можно только благодаря истинной вере в Создателя. То есть в то, что сущее было сотворено из ничего, אין. Под этим понимается «начало мудрости» [см. «откуда (מאין – из ничего) найдется мудрость» (Ийов, 28:12)] – мудрость Его, непостижимая для любого создания [поэтому и называется אין – ничто, т. к. не постижима нами]. Это творение происходит во всякий час и мгновение. Верить, что все создания возникают заново из ничего – из мудрости Его, дающей жизнь всему. И когда углубится человек своим постижением и представит своим разумом собственное возникновение из ничего буквально в каждое мгновение – как придет ему на ум, что ему плохо, что [постигают его] какие-то страдания из-за «жизни, потомства и пропитания» или из-за чего бы то ни было еще? Ведь אין, Мудрость Его, Благословенного – и есть источник жизни, блага и наслаждения, «Эден», что выше Мира Грядущего. Лишь поскольку эта мудрость непостижима, кажется, что [постигают человека] зло и страдания. Но на самом деле не нисходит зло Свыше; все – добро, лишь непостижимо оно по величию своему и величию блага, которое в нем. И в этом – корень веры, ради которой создан человек, веры в то, что нет места, пустого от Него. Веры, что «в свете Лика Царя – жизнь» (Мишлей, 16:15), и потому «могущество и радость в месте Его» (Диврей а-Ямим I, 16:27), ведь «он лишь благ весь день» (ср. Берешит, 6:5). …

Ибо главное, для чего создан человек в этом мире – чтобы подвергнуть его этим испытаниям, чтобы знать, что в сердце его. Обратится ли сердце его к иным божествам – вожделениям плоти, происходящим от ситра ахра – «другой стороны», т. е. силы зла, и их ли желает он? Или желание и воля его – жить жизнью истинной, происходящей от Б-га Живого (даже если это не в его силах)? И поверит он воистину, что живет ею (волей Творца), и что все нужды его и все дела его происходят не от «другой стороны», но «от Г-спода шаги мужа утверждены» (Теилим, 37:23)… И если так, то все – совершенное благо, только оно непостижимо. В свете этой веры обратится все явным благом, раскроется, что жизненная сила всего, что казалось злом – от Высшего Блага, от непостижимой Мудрости Его, Благословенного, «Эден», что выше Грядущего Мира. Так вознесется мнимое зло и растворится в высшем скрытом благе.

Письмо 19

… Но на этот раз выскажу я скромное мнение свое о постах и «изгнаниях». Не этого желает Всевышний, и не это воспринял я от моих святых наставников.

То, что следует делать – это молиться в радости, великой беспредельно. Тогда сами собой «рассеются все творящие зло» (Теилим, 92:10) – чуждые помыслы. Ибо, даже если и восстанут, то рухнут и отпадут немедля, «как солома на ветру, и ангел Г-спода отталкивает [ее]» (Теилим, 35:5).

Предмет этой радости – как написано: «Возрадуется Израиль Творцу своему» (Теилим, 149:2): великое наслаждение величием Творца и восхвалениями Его, упомянутыми в молитве. Пример: человек видит своими глазами величие земного царя, открывшегося «в славе своего великолепия и в почете царства» (Эстер, 1:4) пред глазами всех, и все в веселье, радости и наслаждении бегут, чтоб увидеть его. Наподобие этого в час молитвы так же буквально провозглашают: «Выйдите и поглядите на царя Шломо …» (Шир а-Ширим, 3:11). И это час благоволения, когда возможно узреть славу Царя, насладиться сиянием славы и величия Его. Но в страх облекутся и «в трепете возликуют» (Теилим, 2:11). И это «и хайот (название высших ангелов) устремятся вперед и назад» (Йехезкель, 1:14) – и разумеющему довольно. [Обращаясь к Славе Творца, мы должны, с одной стороны, стремиться приблизиться к Нему, с другой стороны – отпрянуть в трепете перед Его Величием.]

Но прежде следует извести из сердца всякую скорбь, вздохи и всякую кроху печали. Совет для достижения этого: перед молитвой привести в сердце скорбь и вздохи и сокрушить сердце за все грехи юности, горько плача о них, и в слезах просить прощения у Всевышнего. И тогда со слезами покинет скорбь сердце человека, и будет он весел и рад в уповании своем на Всевышнего…

Письмо 71

Возлюбленные братья и друзья, что дороги мне, как душа моя, занимающиеся Торой и служением,… пусть даст вам Всевышний благословение и жизнь навек!

Вот, слышу я недобрые слухи: отголоски слабости, голоса [молитвы] тонкие и приглушенные. Бедная, несчастная молитва, краткая – а ведь следует неспешно подготовить настрой сердца, [чтобы молитва исходила] из всего [тела], и все кости произнесли бы [ее]. «От Г-спода – ответ языка» (Мишлей, 16:1). Языка, восхвалениями и песнями говорящего великое и дивное о Непорочном в Его знании. Не вас ли имели в виду мудрецы наши (Брахот, 6б), объясняя стих (Теилим, 12:9): «и по возвышенности – пренебрежение людьми» – это то, что возвышенно над миром, а люди пренебрегают им, и, говорит Раши, это молитва, которая подымается в выси?

И чем, казалось бы, отличается молитва, подымающаяся в выси, от всей Торы и от любой заповеди, что в страхе и любви к Б-гу поднимаются в выси? Но только [Тора и заповеди] без страха и любви не поднимаются вверх; когда поднимается молитва, она поднимает Тору и заповеди и их благословения, и благословения на пищу и после трапезы, все, что учит и произносит человек целый день. Так воспринял я [от учителей].

Конечно, в самой молитве не равен всегда страх перед Б-гом. Но, во всяком случае, все заповеди и благословения, [сделанные и] произнесенные без доброго сердца, достигают ступени молитвы и сливаются с ней, один за другим подступая к месту, которое избрал Г-сподь. Пусть даже на саму молитву «многие ополчатся в высях» (ср. Теилим, 56:3), приглядываясь к словам ее, достойны ли они – об этом сказано (Теилим, 55:19): «спас с миром душу мою от подступавших ко мне, ибо многие были со мной». Эти слова относятся к молитве общины, как говорят мудрецы (Брахот, 8а). «Душа моя» — это молитва, как сказано (Шмуэль I, 1:15): «И излила я душу перед Г-сподом». Всевышний, Благословен Он, спасает молитву общины от всех обвинителей.

И поэтому, возлюбленные братья и друзья, очень и очень крепитесь и мужайтесь, ведь говорят мудрецы наши, что молитва требует укрепления. Тот, кто борется с недругом своим, должен крепиться всеми силами своими, в решительности и стойкости. Тем более «час молитвы – час битвы». И подобно тому как на войне следует всем воинам собраться, держаться всем вместе, а не быть одному здесь, а другому там, так же и в молитве пусть будут хотя бы десять, которые вместе начнут с «Благословен Тот, кто сказал». И каждый ближнему своему пусть поможет, и брату своему скажет: «Крепись!» – звучно, соединившись вместе и вознеся единый голос.

Вот что пусть примут на себя как бесспорное решение, но без обетов. И Всевышний воздаст им по Своему обещанию, и примет в милосердии и благоволении служение их и услышит их мольбу.

С душой их душа умоляющего за них и ищущего благополучия их от всего сердца и души. Шнеур-Залман, сын учителя моего рабби Баруха, благословенной памяти.

Перевод – рав М. Гафт

Материал любезно предоставлен сайтом - http://www.beerot.ru

 
 
Темы:
Авторы:
Р.Пинхас Гольдшмидт (14)Р. Шмуэль Файнштейн (2)Р. Лейб Гельфанд (9)Р. Элиягу Тавгер (4)Р. Моше Лебель (5)Р. Элияу Нахман Вугенфирер (56)Р. Шимон Левин (1)Р. Мордехай Кульвянский (3)Р. Гавриэль Фельдман (1)Р. Бен Цион Меламед (10)Р. Цви Патлас (2)Р. Бен Цион Зильбер (19)Р. Элияу Левин (6)Р. Захарья Матитьяу (1)Р. Моше Пантелят (3)Р. Моше Шапиро (1)Р. Ашер Вайс (10)Р. Ицхак Цви Ушинский (1)Р. Шимон Соскин (9)Р. Берл Вайн (1)Р. Александр Айзенштат (12)Толдот Ешурун (12)Биркат Ицхак (14)Беерот Ицхак (24)Р. Реувен Пятигорский (1)Р. Ицхак Зильбер (1)Р. Игаль Полищук (7)Р. Яков Доктор (1)Р. Яков Типограф (8)Р. Яковов-Йехезкель Позен (36)Р. Лейб Нахман Злотник (5)Р. Нахум Шатхин (7)Р. Шимшон Довид Пинкус (2)Р. Элханан Буним Вассерман (2)Р. Исраэль Зельман (28)Р. Хаим Фридлендер (1)Р. Гершон Эдельштейн (1)Саба из Новардока (23)Р. Симха Коэн (24)Р. Бенцион Тавгер (11)Р. Пинхас Элияу Горовиц (1)Р. Сендер Урицкий (1)Р. Мендель Агранович (1)Р. Уриэль Зильбигер (1)Р. Меир Фукс (1)Р. Моше Кордоверо (11)Р. Йехиэль Якобзон (6)Р. Келонимус Калмиш Шапиро (8)Р. Шнеур Залман из Ляд (1)Р. Шалом Ноах Березовский (1)
Еще
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее