X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
03:54
23
05
2018
Текстовые уроки
Вернуться на предыдущую страницу

Недельная глава Торы "Микец"

Добавлено: 29.11.2013
Тема: Хумаш

Глава Микец - Тора и страдания !

В мидраше на эту главу (Мидрашраба 92) сказано: нет человека, который бы не страдал, счастлив человек, страдающий из-за Торы. Как сказано (Теилим 94): «счастлив человек, которому Ты, Б-г, посылаешь страдания, чтобы обучить его Торе твоей».

ПоясняетСтайплер, рав Яков ИсроэльКаневский (в книге «Биркат Перец») идею сказанную здесь. Ради своего духовного состояния, человек вынужден страдать. Это происходит из-за нескольких причин. Во-первых, для того, чтобы очистить и искупить  преступления, сделанные в прошлом, как сказано в геморе (трактат Шабат 55): нет страданий без греха. (Кроме праведников, которым Всевышний иногда посылает страдания, для того чтобы дать большую награду в мире грядущем). Во-вторых, чтобы приобрести будущий мир или Тору, как сказано в геморе (трактат Брахот 5): три хороших подарка дал Творец еврейскому народу, и эти подарки можно приобрести и сделать своими, только при помощи страданий: это Тора, эрец Исраэль и мир грядущий. Поскольку общий принцип любого подъёма и возвышения, которое Всевышний хочет дать человеку или миру: всегда, когда зреет добро, оно созревает в сокрытии глубокого замысла и поэтому сначала происходит страдание, поскольку то, что приводит к исправлению, находится в стадии формирования, поэтому в это время бывают трудности, и страдания.

Итак, правило заключается в следующем. Человек вынужден получать страдания для искупления грехов и ради приобретения будущего мира и постижения Торы.

Однако,необходимо знать, что страдания посылаются человеку не приблизительно, а с невероятной точностью сразу в нескольких аспектах. Во-первых, сама неприятность точно выверена. Как  сказано в геморе (трактат Эркин 16), что даже если протянул руку, чтобы достать три монеты, а получилось, что достал две – это является страданием и мучением из-за того, что теперь понадобится ещё раз утруждаться, доставая монету.(Из этого можно сделать вывод  о величии человека. Что если бы не наказание в виде страданий, не было бы такой реальности, что человек совершал бы бесполезные действия. И, наоборот, если человек совершает бессмысленные действия, не приводящие к результату – это знамение с Неба, что он подвергается страданиям за грех). Во-вторых, срок действия несчастий, и время их окончания. Как сказано в геморе (трактат Аводазара 55) о стихе: «болезни плохие и верные», верные в исполнении своей клятвы, так как их заклинают, чтобы они закончились и вышли в определённый час, не задержавшись даже на мгновение. В-третьих, по особенному приговору и решению Небесного суда. Как сказано в геморе(трактат Хулин 7): человек не уколет палец снизу (в этом мире), без того чтобы об этом не было бы объявлено Сверху.

Необходимо также знать, что мучения посылаются человеку  милосердно. И это милосердие также проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, Всесильный взыскивает долг человека с того, чем он Сам его одарил, с того, что он имеет и не более того. Как сказано в геморе (трактат Псахим, в конце) о стихе:«восхвалите Всевышнего, ибо добр» - взыскивает долг, с оказанного им добра. С богача – с быка его, с бедняка – с овцы его, с сироты – с яичка его, с вдовы - с её курочки. Во- вторых, Всевышний милосердно засчитывает малое страдание как большое, в соответствии с оценкой производимой Б-жественным разумом. Как сказано, в мидраше (Сифри, гл. Ваетханан): Творец говорит, что ты и твоё сердце знают, что поступки, которые ты сделал, и страдание, посланные в наказание, не соответствуют друг другу, так что даже человек понимает, что по закону заслуживает много большего.

И поскольку страдания посылаются человеку очень точно, выверено и отмерено, настолько, насколько они ему необходимы, и в соответствии с тем, каков этот человек, без малейшего излишества, поэтому, само собой разумеется, что человек, получающий страдания от изучения Торы и выполнения заповедей -эти страдания, принимаются в Небесном суде в счёт страданий, и соответственно происходит вычитаниедругих страданий, которые должны были бы случиться с ним. Например, человек не смыкал глаз ради того, чтобы быть погруженным в Тору, или сам мучительный труд над пониманием Торы, особенно в то время, когда он не испытывал страсти и желания к учёбе, или страдание от того, что ему кажется, что если бы не занятие Торой, мог бы улучшить своё материальное положение. Во всех этих случаях, оказывается, что он ничего не теряет из-за страданий, пришедших ему из-за Торы, просто вместо обычных страданий он получил страдания из-за Торы.И в то время, когда страдания обычные являются только искуплением и очищением грехов, и служат подготовкой тела ради восприятия влияния святости, страдания приходящие на человека из-за занятия  Торой и заповедями, кроме того, что они так же являются искуплением, как и обычные страдания, но кроме этого, они сами по себе являются огромной заслугой, до такой степени, что это засчитывается за самопожертвование во имя Всевышнего. Сказали мудрецы (Авотдераби Натан): лучше один час в страдании, чем сто без них. И сказано в мишне  (Пиркейавот): в соответствии со страданиями – награда.Получается, что из-за страданий, пришедших из-за Торы и заповедей – не добавляются нималейшего страдания, потому что вместо этого, вычитаются с негодругие страдания, и к тому же эти страдания – огромный выигрыш, который невозможно описать, и это то, что сказано: нет человека без  страданий, счастлив человек, страдающий из-за Торы.

Нужно понимать, что тем, кто трудится над постижением Торы, не обещано, что удостоятся богатства или чего-то подобного, поскольку все соответствует решению, принятому на Небе в момент создания этого человека, но, тем не менее,  обещано –что не потеряют из-за изучения Торы, и не ухудшится их доля по сравнению с тем, что получили бы, не занимаясь ею.И, наоборот, в конце концов, попрошествии многого времени, они оказываются в выигрыше даже в этом мире, и в соответствии с их трудом и усилиями над Торой исполняется о них стих: «на место твоё (достойное тебя) - посадят тебя». Наподобие того, что сказано в геморе (трактат Сангедрин 99):он трудится над Торой в одном месте, а она трудится для него в другом месте. Однако, основная награда - в мире, где открыта истина, в мире грядущем. Как сказали об этом мудрецы (трактат Брахот 34): все Пророки пророчествовали о благе, которое  придёт в мире грядущем к тому, кто приносит пользу мудрецу Торы, но то, что ожидает самих мудрецов, какие бесконечные сокровищницы и кладовые награды они получат – никто, кроме Творца, не видел.

Сущность страданий и их цель – наказание за грех, и искупление этого проступка так, чтобы убрать перегородки, отделившие человека от Творца,вследствие этого греха.Однако, кроме того, цель страданий – научить человека его ошибке, указать ему на его грех, поэтому наказание человеку даётся: «мера – за меру», т.е. таким же образом каким согрешил, для того чтобы он понял свою ошибку. Но, несмотря на это, бывает, что хотя человек задумывается о причинах постигших его страданий, тем не менее, он может истолковать их не правильно. Так мы находим в братьях Йосефа, что когда постигла их беда, напоминающая продажу Йосефа, сразу же поняли, что это расплата за грех продажи брата. И из-за этого раскаялись в совершенном поступке. Как сказано в нашей главе (Брейшит 42:21): «И сказали друг другу, во истину, виновны мы за нашего брата, что видели страдания его, когда умолял он нас, но не услышали мы его, поэтому постигла нас эта беда». И поясняет Рашбам, что они поняли, что наказаны мера за меру, также как бросили его в яму, также и нас заключат в яму – темницу. И на подобие этого поясняет Сфорно, что, несмотря на то, что мы считали, что он заслуживает смерти с точки зрения закона, тем не менее, нужно было смилостивиться над ним, и из-за жестокости нашей, этот человек, проявляет жестокость к нам.И из-за наказания той же мерой, пришли к пониманию своей вины, так до сих пор считали, что поступали законно и правильно. И ещё написано там (там же, 22):«И ответил им Рувен, говоря, не говорил ли я вам, не грешите против ребёнка, но не слушали вы, и теперь также его кровь взыскивается с нас». И поясняют Сфорно и автор «КлиЯкар», что Рувен добавил, что они наказываются не только за жестокость, но и за «саму кровь», то есть сама продажа была ошибкой. И из этого следует урок, что когда наказывается человек, и он явно видит, как Творец ведёт себя с ним, наказывая той же мерой, тем не менее, требуется дополнительное обдумывание, чтобы не ошибиться, и правильно понять из-за чего это с ним произошло.

Подводя итог, можно сказать, что заменяя страдания обычные на страдания от изучения Торы, с одной стороны, одни страдания компенсируют другие, и к тому же страдания из-за Торы выгоднее, так как это и заслуга в будущем мире и польза в мире этом, так как в конечном итоге оказывается, что он знает Тору. Но с другой стороны, так как цель страданий, указать человеку на его ошибку, то изучение Торы, дающее человеку правильное представление о вещах, способствуют достижению этой же цели без получения страданий: изучая Тору, человек учится и исправляет свои ошибки, и поэтому может обойтись без страданий.

 

 
 
Темы:
Авторы:
Р.Пинхас Гольдшмидт (14)Р. Шмуэль Файнштейн (2)Р. Лейб Гельфанд (9)Р. Элиягу Тавгер (4)Р. Моше Лебель (5)Р. Элияу Нахман Вугенфирер (56)Р. Шимон Левин (1)Р. Мордехай Кульвянский (3)Р. Гавриэль Фельдман (1)Р. Бен Цион Меламед (10)Р. Цви Патлас (2)Р. Бен Цион Зильбер (19)Р. Элияу Левин (6)Р. Захарья Матитьяу (1)Р. Моше Пантелят (3)Р. Моше Шапиро (1)Р. Ашер Вайс (10)Р. Ицхак Цви Ушинский (1)Р. Шимон Соскин (9)Р. Берл Вайн (1)Р. Александр Айзенштат (12)Толдот Ешурун (12)Биркат Ицхак (14)Беерот Ицхак (24)Р. Реувен Пятигорский (1)Р. Ицхак Зильбер (1)Р. Игаль Полищук (7)Р. Яков Доктор (1)Р. Яков Типограф (8)Р. Яковов-Йехезкель Позен (36)Р. Лейб Нахман Злотник (5)Р. Нахум Шатхин (7)Р. Шимшон Довид Пинкус (2)Р. Элханан Буним Вассерман (2)Р. Исраэль Зельман (28)Р. Хаим Фридлендер (1)Р. Гершон Эдельштейн (1)Саба из Новардока (23)Р. Симха Коэн (24)Р. Бенцион Тавгер (11)Р. Пинхас Элияу Горовиц (1)Р. Сендер Урицкий (1)Р. Мендель Агранович (1)Р. Уриэль Зильбигер (1)Р. Меир Фукс (1)Р. Моше Кордоверо (11)Р. Йехиэль Якобзон (6)Р. Келонимус Калмиш Шапиро (8)Р. Шнеур Залман из Ляд (1)Р. Шалом Ноах Березовский (1)
Еще
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее