X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
03:55
23
05
2018
Текстовые уроки
Вернуться на предыдущую страницу

Недельная глава Торы "Ваешев"

Добавлено: 22.11.2013
Тема: Хумаш

Глава "Ваешев" - частное и общее!

 

 «И поселился Яаков на земле проживания своего отца, на земле Кнаана. Эти порожденные Яаковом: Йосеф, семнадцатилетний, пас со своими братьями мелкий скот…» (Брейшит 37:1,2).

 

Эти порождения Яковом, это их селения и происшедшее с ними, прежде чем они стали оседлыми. Исходная точка — «Йосеф, семнадцатилетний...» Это привело их к тому, что они спустились в Мицраим. Таково разъяснение прямого смысла стиха. Кроме простого смысла Раши приводит два толкования мидрашей.

Один мидраш (Брешит раба84,6) гласит: порождения Якова, Писание ставит в зависимость от Иосефа по нескольким при-чинам. Во-первых, Яков служил Лавану только из-за Рахели; во-вторых, лицом Йосеф походил на него; в-третьих, все, что произошло с Яковом, произошло с Иосефом: тот был ненавидим и этот был ненавидим; того брат хотел убить и этого братья хотели убить. И еще много обще-го. 

И еще истолковано «и поселился»: Я-кову захотелось жить спокойно, — тотчас постигло его несчастье с Йосефом (вызванное раздором). Стоит праведным за-хотеть жить спокойно, Пресвятой говорит: «Мало праведным уготовленного им в мире грядущем, что они хотят жить спокойно в этом мире?»

 

Это толкование основано на том, что слово «ваешев», означает и поселился и сидеть, т.е. Яков хотел сидеть в спокойствии, и из-за этого случилась с ним беда Йосефа.

Другими словами мидраш объясняет, что желание Якова жить спокойной жизнью, являлось причиной беды постигшей его после - продажаЙосефа. И на первый взгляд это не ясно, ведь много страданий случилось с Яковом, перед продажей Йосефа: Эйсав хотел его убить, двадцать лет он был в доме Лавана, Дину, его дочь, похитил Шхем. И почему именно  этому несчастью, продаже Йосефа, Торе понадобилось  привести причину. И это требует пояснения.

Рав из Бриска, поясняет это тем, что отличается страдание продажи Йосефа от других страданий, которые были у Якова до этого времени. Страдания и беды Якова до сих пор были не только личными бедами Якова, но и бедами всего еврейского народа, и так же и беды, претерпеваемые Авраамом и Ицхаком, все они были бедами всего народа. Поскольку Авраам в своё время был сообществом всего народа, и Ицхак и Яков, и беды,происходящие с ними, не были только их личными бедами, но и бедами всего сообщества. Как сказано: «много причиняли мне страдания с юношества, говорит Израиль». И в это включены так же и беды и страдания праотцов. При Якове уже состоял еврейский народ из Ицхака (жившего в то время), самого Якова и его сыновей. И если была бы беда продажи Йосефа - бедой всего сообщества народа, то все они должны были бы в одинаковой степени страдать от этого, т.е. сам Яков, Ицхак и все колена. Однако мы видим, что это не так. Это было личным страданием Якова, и не было ни кого, кто бы разделил его с ним.  Поскольку колена знали, что Йосеф жив, Ицхак так же знал об этом, как это следует из стиха “и оплакивал его отец” -  Ицхак не скорбел о Йосефе, поскольку знал, что он жив, но плакал от того, что страдал Яков, его сын. Из этого мы видим, что отличалась беда продажи Йосефа, от тех, что были до сих пор, тем, что это была его личная беда, но не бедой всего сообщества еврейского народа. Поэтому именно сейчас, сказано объяснение причины этой беды –«не достаточно спокойствия в мире грядущем?» Поскольку без этого не ясно, почему это случилось с ним. И это то, на что намекает Тора, говоря:  «и сел Яков», что из-за этого случилась с ним это личное горе, из-за того, что «пожелал сидеть в спокойствии в этом мире».

И нужно пояснить от чего такое великое горе переживал  Яков, кроме потери сына, до такой степени, что сказано о нем, что он «отказывался принимать утешения». Бейт-алевипоясняет, что Яков страдал больше всего от того, что теперь есть недочёт в числе двенадцати колен, так как это число является основой сообщества еврейского народа. Как сказано в мидраше (глава «Ваеце»): взял Яков двенадцать камней, и сказал: Создатель решил, что должны встать двенадцать колен. Авраам не сделал их, Ицхак тоже, если же у меня, эти двенадцать камней сольются в один, я узнаю, что я подниму эти двенадцать колен. И это было всей его страстью и старанием всей его жизни, построить Дом Израиля. И ради этого работал в доме Лавана двадцать лет, и те страдания, полученные им от Эйсава, были ради того, чтобы удостоится благословения, предназначенного потомкам Авраама, земли Израиля, и служения в Храме, все это зависело от этого числа. И сейчас, когда увидел, что был растерзан Йосеф, и он думал, что не достает ему этого числа, решил, что испортилось всё то, чему он посвятил всю свою жизнь, и поэтому скорбел по Йосефу двадцать два года. И поэтому сказал: «спущусь к сыну моему, скорбящим в могилу (по другому объяснению: в ад)», поскольку в этом пропало все, что сделал в жизни. Как это поясняет Раши: знак этот был передан мне Всесильным, что если не умрёт один из моих сыновей при жизни, не увижу ада.

Но всё ещё не ясно, от чего такое большое страдание. Допустим, что праматери  уже не были  способны к деторождению, но не ясно, почему не мог взять другую жену, и мог бы родить ещё ребенка вместо Йосефа, и исправить всё как было в начале. Однако не мог сделать этого Яков из-за клятвы, которую дал Лавану: «не возьмёшь жену себе к дочерям моим», и все то время, пока одна из праматерей была жива, не мог взять себе другую жену. И испытывал великое горе много лет, и не хотел снимать с себя клятвы данной Лавану, чтобы не произошло осквернение имени Б-га в глазах Лавана. И это было великим испытанием для Якова, и возможно таким же большим как испытание «Жертвоприношения Ицхака», поскольку Яков считал, что потерял все обещания данные ему Творцом и весь свой труд. И поэтому, в мидраше упоминается это как заслуга Якова, которую использовали мудрецы при обращении к Творцу: вспомнить им заслугу «мешковины Якова»(Брейшит 37:34), одетую им в период скорби. И все это  сказано в мидраше (Ялкут): «сказал Яков, разбит союз колен, сколько трудов было приложено поднять двенадцать колен, соответствующих двенадцати созвездиям, двенадцати часам дня и двенадцати часам ночью, двенадцати месяцам года, и двенадцати камням на нагруднике первосвященника. Разбился союз двенадцати колен, и не хотел Яков взять в жены другую, и родить от неё из-за своей клятвы Лавану».

Таким образом получается, что несмотря на то, что горе Якова было его личным горем, однако его горе заключалось в том, что дело всей его жизни: поднять сообщество еврейского народа, крутящее колесницу истории, испортилось. То есть его личное горе было горем о сообществе.

 

Личное переходящее в общее на другом уровне.

В стихе (Ишаягу 40:27) сказано: «почему молвишь  ты Яков и говоришь Израиль, скрылись пути мои от Создателя…». И поясняют мудрецы в мидраше (Мидраш раба 91,10), никогда не произнёс Яков пустых слов, а только здесь. Сказал Творец, я занимаюсь воцарением его сына, а он говорит: «почему сделали мне зло». И это то, что сказано «почему...говоришь ...скрылись пути мои от Создателя». То есть Яков судил о частном событии, случившимся с ним, которое выглядело как великое зло для него, но поскольку никогда нельзя судить об отдельном событии, поскольку  каждое отдельное событие, включённое  в общую цепь событий, видится в другом свете. И так же было и здесь, всё было включено в общий счёт воцарения его сына. И это то, что должен знать каждый, что так происходит в любых несчастьях и бедах  каждого человека, даже если он этого не видит.

И даже более того, награда и наказание, положенные человеку, обладающего свободой выбора, вплетаются в общий счёт, посредством Творца и Его высшей мудрости. В мидраше (Танхума, гл. Ваешев, 4) толкуется стих (Теэлим, 66:5): «Пойдите и посмотрите деяния Б-га Грозного, ищущего повод для людей». Сказано в мидраше, что даже грозные вещи, которые Ты делаешь с нами, Ты приводишь их с поводом. Так произошло с Адамом и так произошло с Яковом. Сказал Адам перед Создателем, до того как сотворил Ты мир, за две тысячи лет до этого, была у Тебя Тора. Написано в ней (Бамидбар 19:14) «это учение о человеке, умершем в шатре». Если бы не приготовил Ты смерть заранее, Ты бы так в ней написал? Ты нашел во мне повод…То же находим, что сказано о Йосефе  (Брейшит 37:4): «И увидели братья, что его любит отец их». Разве из-за рубашки спустились все колена в Египет? Творец хотел осуществить приговор, сказанный Аврааму (15:13): «Знай, что будет потомство твоё пришельцами в земле чужой, и порабощать и мучить будут их...». Однако Творец нашёл повод для всего этого, чтобы полюбил Яков Йосефа, и выделил его особенной рубашкой и возненавидели бы его братья, и спустился бы вместе с коленами в Египет. И таковы поступки человека -  они ничто иное, а только повод схватить его Б-гом «ищущем повод», чтобы вплести его в общий счёт. И так же поясняет Мааршо, сказанное в геморе (трактат Шабат 10): пусть никогда не выделяет отец одного сына среди других, поскольку из-за ... тонкорунной рубашки спустились праотцы наши в Египет. Говорит Маршо, что не будь этого, Творец  привёл бы их в Египет другим путём, чтобы исполнить предрешенное. (см. Тосфот там, который поясняет это по другому). И в свете слов мидраша, становится понятным, сказанное здесь.  Несмотря на то, что это было предрешено задолго до описываемых событий, тем не менее, был вплетён личный счёт Якова, который выделил своего сына, внутрь готовой системы.  И это то, что сказано в стихе: «Пойдите и посмотрите деяния Б-га» - деяния, заготовленные заранее, «ищущего повод для людей» - Творец осуществляет их, находя повод в поступках людей, и приводя с помощью них то, что предрешенозаранее. Однако только сам человек решает, как поступать в том или ином случае, и какая из заготовленных схем будет реализована с его помощью. И это ещё одна причина тому, что человек не может рассудить частный случай, произошедший с ним. Поскольку, это не только частное событие в цепи событий его жизни, но и частный случай всего плана заготовленного и хранимого с ранних времён, только его поступок дал повод. И этот общий счёт включает в себя все события от Адама до конца всех поколений, и отдельный человек включён в этот общий счёт.

Подобное этому находим в событиях, описываемых в свитке Эстер. Цель этого свитка показать чудесный свет, освещающий деяния Б-га. Поскольку цель свитка показать, что взаимосвязанная цепочка событий не началась со времени возвеличивания царем Ахашверошем Амана, и не со времени воцарения Эстер, а задолго до этого, тогда, когда Израиль участвовал в трапезе этого злодея, а решение уничтожить еврейский народ было не чем иным, как следствием этого. Все события, описываемые в свитке до раскаяния Израиля, и великого спасения - все они части и звенья взаимосвязанных событий. 

 

 

 

 

 
 
Темы:
Авторы:
Р.Пинхас Гольдшмидт (14)Р. Шмуэль Файнштейн (2)Р. Лейб Гельфанд (9)Р. Элиягу Тавгер (4)Р. Моше Лебель (5)Р. Элияу Нахман Вугенфирер (56)Р. Шимон Левин (1)Р. Мордехай Кульвянский (3)Р. Гавриэль Фельдман (1)Р. Бен Цион Меламед (10)Р. Цви Патлас (2)Р. Бен Цион Зильбер (19)Р. Элияу Левин (6)Р. Захарья Матитьяу (1)Р. Моше Пантелят (3)Р. Моше Шапиро (1)Р. Ашер Вайс (10)Р. Ицхак Цви Ушинский (1)Р. Шимон Соскин (9)Р. Берл Вайн (1)Р. Александр Айзенштат (12)Толдот Ешурун (12)Биркат Ицхак (14)Беерот Ицхак (24)Р. Реувен Пятигорский (1)Р. Ицхак Зильбер (1)Р. Игаль Полищук (7)Р. Яков Доктор (1)Р. Яков Типограф (8)Р. Яковов-Йехезкель Позен (36)Р. Лейб Нахман Злотник (5)Р. Нахум Шатхин (7)Р. Шимшон Довид Пинкус (2)Р. Элханан Буним Вассерман (2)Р. Исраэль Зельман (28)Р. Хаим Фридлендер (1)Р. Гершон Эдельштейн (1)Саба из Новардока (23)Р. Симха Коэн (24)Р. Бенцион Тавгер (11)Р. Пинхас Элияу Горовиц (1)Р. Сендер Урицкий (1)Р. Мендель Агранович (1)Р. Уриэль Зильбигер (1)Р. Меир Фукс (1)Р. Моше Кордоверо (11)Р. Йехиэль Якобзон (6)Р. Келонимус Калмиш Шапиро (8)Р. Шнеур Залман из Ляд (1)Р. Шалом Ноах Березовский (1)
Еще
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее