X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
03:57
23
05
2018
Текстовые уроки
Вернуться на предыдущую страницу

Недельная глава "Ваешев"

Добавлено: 22.11.2013
Тема: Хумаш

Недельная глава Торы  "Ваешев" - собрание и многочисленность.

 

«И поселился Яаков на земле проживания своего отца, на земле Кнаана. Эти порожденные Яаковом: Йосеф, семнадцатилетний, пас со своими братьями мелкий скот…» (Брейшит 37:1,2).

 

Раши приводит два толкования Мидрашей, о связи между главами «Ваешев» и «Ваишлах». Первое пояснение от имени мидрашТанхума говорит следующее. Коротко описав в конце предшествующей главы селения Эйсава и его потомков, ибо они не столь значительны и важны, чтобы уточнять, каким образом селились и как вели свои войны. В этой главе,- Писание подробно говорит о селениях Якова и его потомков, обо всем ходе событий, потому что они важны перед Вездесущим настолько, чтобы о них говорить обстоятельно. Подобное находишь относительно десяти поколений от Адама до Ноаха: такой-то породил такого-то. Когда же доходит до Ноаха, о нем говорит подробно. И так же о десяти поколениях от Ноаха до Авраама сказано коротко, когда же доходит до Авраама, о нем говорит подробно. Такое можно сравнить с жемчужиной, которая упала в песок. Человек ищет в песке и просеивает его через решето до тех пор, пока не найдет жемчужину. Найдя ее, он выбрасывает комья и берет жемчужину.

Другое объяснение «и поселился Яков»: торговец льном привел караван верблюдов, груженых льном. Кузнец удивился: Где поместится весь этот лен? Один находчивый  человек ответил ему: Стоит одной искре вылететь из твоего горнила, чтобы сжечь все дотла. Так и Яков увидел всех воевод, о которых писалось выше, удивился и сказал: Кто сумеет всех их покорить? Поэтому отвечая на этот вопрос, написано вслед за этим: «Эти порожденные Яковом: Йосеф...» Как написано: «И будет дом Якова огнем, а дом Йосефа пламенем, а дом Эйсава соломой» (Овадия 1,18). От Йосефа выйдет искра, которая истребит и испепелит всех.

 

Сказано в мидраше на стих: “При зове твоем - спасут тебя собрания твои, и всех их - унесёт ветер”. “При зове твоем спасут тебя собрания твои” - собрание Якова и собрания сыновей его спасут от рук Эйсава. “И всех их - унесёт ветер”- это Эйсав и его сотники. Здесь истолковано слова “зов твой”, в значении созыв и собрание. Бейт-алеви поясняет этот мидраш, приводя следующий пример. При подготовке к  войне обычно собирают множество воинов, и тот чей лагерь больше, у того больше шансов одержать победу.Польза от множества войска в том, что посредством этого множества, можно укрепить и создать оборону во многих  местах, и наоборот, можно нанести поражение противнику во многих местах. Однако, если собрать множество войска в одном месте, и к тому же, если во время войны, направление стрельбы всех будет в одно место, и одну точку, тогда не будет никакой пользы от этого множества. Потому что вся цель и польза от этого множества заключается в обратном, чтобы каждый стрелял в своем направлении, так, чтобы нанести противнику как можно больший урон. И получается, что польза от множества - в разделении, в том, что у него есть много отделений, больше чем у противника. И разделение множества - сила лагеря. Поэтому собрание войска на войну может называться только умножением, ополчением, но не собранием.Но в Израиле, ровно наоборот, вся сила Израиля, не в множественности, а в собрании, так что если, например, все собравшиеся в Бейт-кнесете, обратят намерения своих сердец к одной точке - Отцу небесному, и попросят об одной вещи - приобретают от этого силу. Однако, от множественности людей разделённых в сердцах, без собрания, нет в этом никакого ценности. Сказанное же в геморе: не сравнимы малочисленные, делающие заповедь, с многочисленными, делающими заповедь - нужно понимать, не в том смысле, что  многочисленность является достоинством, а что собрание, являющееся многочисленным, является более качественным собранием. Поскольку если они многочисленны, и все они собраны в одну точку, то их заслуга больше, чем у  собрания малочисленных. Но, тем не менее, основная заслуга из-за которой достигли спасения - в собрании. И это то, что истолковали “при зове твоем - спасут тебя собрания твои”, т.е. когда вы собираетесь, много людей, для молитвы - нет пользы от многочисленности, а от собрания, и оно твоё спасение. То что собирающиеся становятся одним целым, одной связкой, с любовью, дружбой и миром - это является твоим спасением. И это истолковали о праотце Якове, у которого в общей численности был он сам, и его двенадцать сыновей,  с Эйсавом же было четыреста военноначальников, и что такое двенадцать человек против них. Однако, собрание Якова спасло их. “И всех их - унесёт ветер”- это Эйсав и его сотники. О них сказано во множественном числе: “все они” - так как у них не было собрания, только многочисленность, поэтому их “унесёт ветер”, так, как ветер уносит пыль, поскольку каждый отдельно - лёгок он для ветра.

И это то, что написано в книгах мусара (этических наставлений) - подумать о заповеди “полюбить ближнего” перед молитвой, для того, чтобы связать сердца всех вместе.

 

Автору представляется возможным, что с помощью этой же идеи можно пояснить, мнение Рамбама (законы Хануки гл. 4, 1-3) о способе зажигания Ханукальных свечей. Рамбам считает, что способ украсить заповедь в наивысшей форме, для которой необходимо   добавлять каждый день по свече, начиная с одной и заканчивая восьмою, является продолжением предыдущего способа украшения заповеди, о котором было сказано в геморе ранее. Так что получается, что кроме постоянного количества свечей соответствующее количеству домочадцев, он ещё и добавляет каждый день по одной свече в соответствие с количеством дней, чтобы в конечном итоге получилось по восемь на каждого домочадца. Поэтому если, к примеру, было десять членов семьи -  в первую ночь зажигает десять, во вторую двадцать, а в восьмую зажигает – восемьдесят.

 Это не так как принято зажигать свечи у нас (Рамо п.671), когда каждый из членов семьи зажигает свои свечи отдельно, в соответствии с количеством дней, так чтобы было заметно и количество дней, (в соответствии, с которым  зажигают свечи) и количество домочадцев, (которые их зажигают).

Можно пояснить Рамбама следующим образом: украшение заповеди Ханукальных свечей, принципиально отличается от украшения остальных заповедей. Так как в других заповедях, украшение - является частью исполняемой заповеди: красивый лулав - тот же лулав, только красивый, красивая сука - та же сука, только красивая. Однако в Хануку, есть обязанность зажигать одну свечу каждый день, а украшение заключается в увеличении количества свечей, так, чтобы зажигая множество свечей, это было бы одним зажиганием. Но, тем не менее, дополнительные свечи не становятся частью этой свечи, но за счёт одного общего зажигания - становятся украшением заповеди. Поэтому, по мнению Рамбама, нет пользы от  отдельно  зажигаемых свечей, так как это множественность, а не собрание всех вместе для одной цели (см. комментарий «АвиЭзри» наРамбама).

Однако можно посмотреть на это на другом уровне и пояснить с помощью этой же идеи. Во время Хануки в молитве, есть вставка: «аль анисим» - «за чудеса». Там есть слова, требующие пояснения. “И зажгли свечи во дворах Твоих святых”. Почему не  сказано: “во дворе Твоём святом”? Ведь если говорится о Храмовой Меноре, которую зажгли Хашмонаи, победив греческую армию и очистив Храм, нужно было бы сказать в единственном числе. И это представляется возможным пояснить в свете вышесказанного. Хашмонаи зажигая ХрамовуюМенору, зажгли тем самым, Ханукальные свечи во всех еврейских дворах. Поскольку зажигают Ханукальные свечи в память о чуде горения масла, случившегося при зажигании Меноры. И наоборот, зажигая Ханукальные свечи, мы зажигаем эту Менору все вместе (см. комментарий Рамбана, начало главы «Беалотха»). Таким образом, множественность Ханукальных свечей зажигаемых по отдельности, является собранием, нацеленным в одну точку, с одной целью. И превращает множественность - в собрание.

 

 
 
Темы:
Авторы:
Р.Пинхас Гольдшмидт (14)Р. Шмуэль Файнштейн (2)Р. Лейб Гельфанд (9)Р. Элиягу Тавгер (4)Р. Моше Лебель (5)Р. Элияу Нахман Вугенфирер (56)Р. Шимон Левин (1)Р. Мордехай Кульвянский (3)Р. Гавриэль Фельдман (1)Р. Бен Цион Меламед (10)Р. Цви Патлас (2)Р. Бен Цион Зильбер (19)Р. Элияу Левин (6)Р. Захарья Матитьяу (1)Р. Моше Пантелят (3)Р. Моше Шапиро (1)Р. Ашер Вайс (10)Р. Ицхак Цви Ушинский (1)Р. Шимон Соскин (9)Р. Берл Вайн (1)Р. Александр Айзенштат (12)Толдот Ешурун (12)Биркат Ицхак (14)Беерот Ицхак (24)Р. Реувен Пятигорский (1)Р. Ицхак Зильбер (1)Р. Игаль Полищук (7)Р. Яков Доктор (1)Р. Яков Типограф (8)Р. Яковов-Йехезкель Позен (36)Р. Лейб Нахман Злотник (5)Р. Нахум Шатхин (7)Р. Шимшон Довид Пинкус (2)Р. Элханан Буним Вассерман (2)Р. Исраэль Зельман (28)Р. Хаим Фридлендер (1)Р. Гершон Эдельштейн (1)Саба из Новардока (23)Р. Симха Коэн (24)Р. Бенцион Тавгер (11)Р. Пинхас Элияу Горовиц (1)Р. Сендер Урицкий (1)Р. Мендель Агранович (1)Р. Уриэль Зильбигер (1)Р. Меир Фукс (1)Р. Моше Кордоверо (11)Р. Йехиэль Якобзон (6)Р. Келонимус Калмиш Шапиро (8)Р. Шнеур Залман из Ляд (1)Р. Шалом Ноах Березовский (1)
Еще
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее