X

Оставить заявку

ФИО
Ваш e-mail:
Телефон:
Комментарий:
Хацот
00:00
Алот
а-шахар
00:00
Талит
00:00
Нец
00:00
Шма
(Гаон)
00:00
Молитва
(Гаон)
00:00
Хацот
00:00
Минха
гдола
00:00
Минха
ктана
00:00
Плаг
минха
00:00
Шкия
00:00
Цет
а-кохавим
00:00
Хацот
00:00
Беер Шева
Эйлат
Хайфа
Хеврон
Йерихон
Иерусалим
Карней Шомрон
Нетания
Петах Тиква
Цфат
Афула
Шхем
Тель-Авив
Тверия
Антверпен
Брюссель
Балтимор, MD
Атланта, GA
Филадельфия, PA
Чикаго, IL
Бостон, MA
Вашингтон, DC
Денвер, CO
Лос Анжелес, CA
Питсбург, PA
Нью Йорк, NY
Сан Франциско, CA
Берлин
Варшава
Гонконг
Днепропетровск
Киев
Львов
Одесса
Каир
Копенгаген
Лондон
Минск
Монреаль
Торонто
Рим
Тбилиси
Токио
Мельбурн
Сидней
Казань
Москва
Омск
Санкт-Петербург
Оттава
Пекин
Канберра
Касабланка
Гонолулу
Веллингтон
Астана
Алматы
07:33
12
12
2017

Краткая история ешив в мире и России

Ешива (в переводе с иврита — сидение, заседание) — это главная форма еврейского обучения, высшее религиозное учебное заведение, где изучаются традиционные источники Письменной и Устной Торы. Уже около двух тысяч лет ешивы остаются местом, где сохраняется и развивается традиционная еврейская культура.


Роль ешивы в жизни еврейского народа

Элита еврейского народа формировалась не только и не столько на основе богатства, происхождения и т.д. — в неё входили также ученые знатоки Торы. При этом возможность учиться в ешиве (и достигать самой высокой степени учености исключительно благодаря своим способностям и прилежанию) предоставлялась каждому еврейскому юноше. На протяжении многих поколений из ешив выходили и продолжают выходить духовные вожди еврейского народа.

Образ ученого, играющего ведущую роль в жизни еврейской общины, идеал изучения Торы как высшей ценности и благоговейное отношение к учению и книге наложили неизгладимый отпечаток на еврейское общество и психологию евреев во всем мире.

В определённые эпохи ешива выполняла также законодательные и судебные функции.

Ешивы до XX века

В XVI–XVII вв. классическими странами талмудического образования, служившими образцом для ешив всей Европы, становятся Польша и Литва. В XVII–XVIII вв. славились ешивы Альтоны, Франкфурта, Хальберштадта, Фюрта, Меца и в особенности Праги.

С середины XIX века правительства ряда европейских государств решили обусловить право раввинов преподавать получением официального звания учителя или научных степеней и потребовали включения общеобразовательных предметов в учебную программу ешив. Отказ раввинов выполнять эти требования привел к закрытию ряда ешив в Моравии и Германии.

В начале XIX в. наступило время расцвета литовских ешив Брест-Литовска, Вильно, Пинска, Слуцка. Стараниями учеников Виленского Гаона были созданы ешивы в Литве и Белоруссии, в том числе наиболее известная из них — ешива в Воложине, из которой вышло большинство выдающихся раввинов и ученых-талмудистов XIX в. Славились также ешивы в местечке Мир и в Тельшах.


Ешивы в первой половине XX века

На рубеже XIX–XX вв. ешивы оставались последним барьером на пути к полной ассимиляции ашкеназских евреев. После большевистского переворота власти приступили к закрытию еврейских независимых общественных организаций и религиозных учреждений. 28 декабря 1920 г. циркуляром еврейского отдела Народного комиссариата просвещения было объявлено о ликвидации хедеров и ешив.

В этих условиях часть ешив продолжала существовать на нелегальном положении. Большинство их руководителей были арестованы, после чего расстреляны или отправлены в лагеря. К середине 1930-ых гг. все ешивы на территории СССР были закрыты.

В 1945–46 гг. в Самарканде, где власти боялись до конца закручивать «религиозные гайки», на полулегальных условиях действовали «литовская» ешива и ешива хасидов ХаБаДа. В пожаре Второй Мировой войны погибли многие мудрецы Торы, по ешивам Европы был нанесен тяжелейший удар, и лишь немногим преподавателям и ученикам удалось чудесным образом спастись.


Ешивы после Второй Мировой войны

К середине XX века основные центры изучения Традиции находились в Земле Израиля и в США, а вовсе не на российской территории, как это было раньше. Советские евреи, в основной своей массе, были полностью ассимилированы, и практически ничего о своем еврействе не знали.

Единственным еврейским религиозным учебным заведением, официально открытым в доперестроечную эру, была маленькая «ешива» под названием «Коль Яаков» при Московской хоральной синагоге, существовавшая под «опекой» КГБ. Ешивой в полном смысле слова «Коль Яаков» не была, но там обучалось несколько шойхетов.

Тем не менее, с конца 60-ых и до середины 80-ых в СССР еврейская молодежь, оторванная от иудаизма в нескольких поколениях, тайно объединялась в группы, чтобы изучать Традицию и иврит. Происходило это в основном на квартирах и дачах. В конечном счете, все участники этих групп, в том числе и «отказники», уехали в Израиль.

 
Ешива: начало
Документальный фильм о легендарной ешиве "Торат Хаим" В фильме рассказывается о зарождении ешивы "Торат Хаим" в России начала 90-ых годов.
Подробнее